Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 81 значения HF и VLF). А участники эксперимента с индифферентным хронотипом характеризуются сбалансированным состоянием регуляторных систем и, таким образом, обладают более высокими возможностями адаптации. Мы провели корреляционный анализ данных с использованием ранговой корреляции Спирмена, в ходе которого не было обнаружено достоверной корре- ляции между хронотипом и статистическими и индексными показателями При этом показана достоверная положительная корреляция средней силы между хро- нотипом и относительной мощностью в LF диапазоне. Отмечается достоверная отрицательная корреляция средней силы между хронотипом и относительной мощностью в VLF диапазоне (чем выше балл, полученный при анкетировании при определении хронотипа, тем ниже адаптивные способности организма). Таким образом, в результате эксперимента показано, что у студентов с уме- ренно выраженным утренним типом преобладают более энергозатратные симпа- тические влияния и центральный контур в регуляции функционального состоя- ния. Студенты с умеренно выраженным вечерним типом характеризуются сме- щением вегетативного баланса в парасимпатическую область, а участники экс- перимента с индифферентным хронотипом характеризуются сбалансированным состоянием регуляторных систем и, таким образом, обладают более высокими возможностями адаптации. В связи с этим необходимо рекомендовать студентам учитывать свои хро- нотипические особенности при работе в периоды, не совпадающие с индивиду- альными ритмами подъема работоспособности. Литература 1. Методы и приборы космической кардиологии на борту Международной космической станции / ред. Р. М. Баевский, О. И. Орлов. М. : ТЕХНОСФЕРА, 2016. 2. Путилов А. А. «Совы», «жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер. 2-е изд. Новосибирск : Сибирское уни- верситетское изд-во, 2003. 3. Тарасова О. Л., Попова Е. Ю., Казин Э. М. Индивидуальные биоритмоло- гические особенности как фактор адаптации студентов к учебной деятельности // Рос. физиол. журн. 2004. Т. 90. № 8. 4. Horne J. A., Ostberg O. A self-assessment questionnaire to determine morn- ingness-eveningness in human circadian rhythms // International Journal of Chronobi- ology. 1976. V. 4. № 2. P. 97–110. 5. Enright T., Refinetti R. Chronotype, class times, and academic achievement of university students // Chronobiol Int. 2017. Vol. 34. № 4. P. 445–450.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=