Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 65 но и улучшению эмоционального фона, повышению успеваемости и формирова- нию навыков социальной адаптации. В результате физической активности у де- тей улучшается не только общее состояние здоровья, но и способность к концен- трации и учебной деятельности. Младшие школьники предпочитают посещать секции по спортивным иг- рам, гимнастике и единоборствам, где требуется проявление высокой двигатель- ной активности, в то время как менее подвижные, интеллектуальные виды спорта – шахматы, их не привлекают. В тоже время абстрактно-логические виды спорта являются неотъемлемой частью спортивной жизни страны. Они способствуют развитию памяти и внимания, воспитывают волю, характер, усидчивость. Шах- маты активно внедряются в процесс физического воспитания в качестве третьего урока физической культуры [2]. Таким образом, обнаруживается противоречие между возможностями более широкого использования шахмат в процессе физического воспитания младших школьников и недостаточностью конкретных методических рекомендаций по поддержанию оптимального уровня двигательной активности на занятиях шах- матами с учащимися 7–8 лет. Цель исследования: теоретико-методическое обоснование педагогических условий повышения двигательной активности младших школьников на занятиях шашками. Мы предположили, что повышению двигательной активности на занятиях шахматами с младшими школьниками будет способствовать: систематическое включение игр малой и средней подвижности, заданий для развития мелкой мо- торики на занятиях; введение кратких активных пауз во время занятий; выпол- нение элементов физической активности во время шахматной партии. Организация исследования: в эксперименте приняли участие 50 школьников 7–8 лет. Основу третьего урока по физической культуре в экспериментальной и контрольной группах составила игра в шахматы. Исходя из цели исследования, особенностью занятий в экспериментальной группе было создание условий, направленных на повышение двигательной активности младших школьников. В экспериментальной группе была разработана программа занятий с вклю- чением игр малой и средней подвижности («запретное движение», «найди пару»); заданий для развития мелкой моторики (выкладывание узоров, создание узоров или рисунков на доске с помощью шахматных фигур разных цветов, сле- пой поиск определенной фигуры, раскрашивание шахматных фигур, соревнова- ния по скорости расстановки фигур на доске). Элементами физической активно- сти во время шахматной партии являлись кратковременные упражнения между ходами. Эти упражнения не требуют специальной подготовки: приседания, наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо, круговые вращения плечами, наклоны и повороты головой, подъёмы на носки, махи ногами вперед-назад, влево-вправо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=