Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Современные технологии в физическом воспитании и спорте 62 В целом для старшего дошкольного возраста характерно освоение новых знаний и потребностей, когда формируется личность человека как таковая – в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном и волевом смыслах. Ребенок переходит от импульсивного, инфантильного поведения к умению соблюдать принятые в обществе требования и нормы. Зарождается интерес к тому, как вы- страиваются взаимоотношения в социуме. Ребенок оценивает, как к нему и его поведению относятся взрослые, за счет чего вырабатывается адекватная оценка собственных поступков. В этом возрасте ребенок активно фантазирует, придумывая в том числе и сценарии разнообразных игр, в которых он обычно представляет себя взрос- лым определенной интересной профессии (солдат, врач, водитель, археолог и т. д.). Кроме того, дошкольник усваивает правила типичных для детей подвиж- ных игр, включающих элементы соревнования: салки, прятки, игра в войну, дво- ровый футбол и т. д. Таким образом, у него формируется понятие о том, что в каждой игре имеются определенные правила, которым нужно следовать, и то же самое относится к жизни в целом [4, 6]. В результате к моменту поступления в школу у ребенка благодаря игровой деятельности формируются когнитивные качества, способствующие успешной учебе. Это происходит параллельно с желанием познать все тайны мира: «Хочу все знать!». Надо учесть, что детская психика пока еще не позволяет дошколь- нику в полной мере справиться с таким обилием информации, включающей ту, которую он пока не в состоянии проанализировать и понять. В процессе игр и взаимодействия с окружающим социумом у ребенка фор- мируются и закрепляются познавательные интересы. Они реализуются как через свой личный опыт, так и через объяснения взрослых, а также через внешние ис- точники информации (книги, фильмы, ТВ, Интернет). В старшем дошкольном возрасте дети уже неплохо усваивают словесные объяснения; сравнительный анализ, обобщение, классификация уже позволяет понимать и постигать разнообразную информацию. Начинает развиваться поня- тийное (логическое) мышление, усиливается интерес не только к непосред- ственно воспринятым явлениям, но и к окружающей действительности в целом, желание и умение проследить причинно-следственные связи между теми или иными явлениями и событиями [1, 3, 5, 6]. На переходе от фазы дошкольного возраста к школьному ребенок способен довольно долго осуществлять ту или иную деятельность при условии, что она его привлекает (как правило, это разнообразные игры). Но именно в этот возраст- ной период он наиболее активно осваивает информацию о всех видах деятельно- сти человека – на этой почве в том числе закладывается мотивационная основа для определения жизненного пути – «знаю, что хочу». Заключение Анализируя развитие когнитивных способностей детей в старшем до- школьном возрасте, следует отметить, что ко времени поступления в школу у ребенка в норме окончательно формируется самооценка, которая, как правило,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=