Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 61 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста: – уменьшается импульсивность в поведении; – ребенок способен управлять эмоциями во имя того, чтобы достичь своей цели (обычно – не очень дальней); – уверенно играет определенную роль в тех или иных игровых и жизненных ситуациях; – рефлексирует по поводу собственных жизненных впечатлений и внутрен- них переживаний (осознание и обобщение); – для него становятся важными оценка и в целом отношение окружающих; – ребенок начинает воспринимать окружающий мир с позиций здравого смысла, отличая правду от вымысла, отделяя сказочный мир книг, игр и фильмов от реальности [1, 2, 3, 5]. Для психологии детей старшего дошкольного возраста характерна дилемма: «не могу (пока), но хочется». Игровая мотивация уступает место познавательной – интересу к тому, как устроен мир, из чего следует желание усваивать знания, то есть обучаться [1, 5, 6]. Старший дошкольный возраст – период, когда когнитивные способности ребенка уже достигли достаточного уровня, и в психике надежно закрепляется способность управлять своим поведением и психическими процессами – внима- нием, памятью, восприятием и т. д., из чего следует коррекция самосознания и самооценки. Ребенок учится сдерживать бурные эмоциональные проявления (ис- терика, слезливость и т. п.), овладевает умением передавать свои эмоции другим, более тонким образом (мимика, жестикуляция, речевая интонация и др.) [1, 5]. В этом возрасте дети, как правило, активно интересуются лепкой из песка и пластилина, пробуют рисовать, собирать конструкторы и т.п., и постепенно ре- бенок приходит к понятию, что та или иная трудовая деятельность нужна не про- сто для развлечения, но должна быть так или иначе полезна другим людям. Примерно к пяти годам благодаря развитию когнитивных навыков ребенок спо- собен постепенно и посильно помогать взрослым: уборка, полив цветов, уход за до- машними животными, забота о больных и/или пожилых родственниках и т. п., – по- лучая удовлетворение от такой одобряемой обществом деятельности [1, 6]. Далее, на шестом году жизни, дети активно наращивают свои физические и психические возможности. В физическом плане они осваивают основные двига- тельные действия, причем физическое воспитание ребенка влияет и на психиче- ское, становясь залогом и условием его гармоничного развития. На данном этапе у ребенка существенно развивается речь: в норме он уже накапливает достаточный для удовлетворительного общения словарный запас, отчетливо и без грубых ошибок говорит, используя принятые в родном языке грамматические обороты, и его высказывания становятся предметнее и вырази- тельнее. В общении со сверстниками и со взрослыми начинает проявляться так называемая внеситуативно-личностная форма, для которой характерны личност- ные мотивы и потребность во взаимопонимании с собеседником; при этом в об- щении формируется избирательность [1, 3, 5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=