Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024
Современные технологии в физическом воспитании и спорте 60 УДК 373.21 ББК 74.10 Иванов Олег Николаевич кандидат педагогических наук, доцент Московская государственная академия физической культуры (Москва, Россия) оlegiv1948@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Одним из важнейших для становления личности человека является дошкольный возраст. Это период, когда когнитивные способности ребенка уже до- стигли достаточного уровня, и в психике надежно закрепляется способность управлять своим поведением и психическими процессами – вниманием, памятью, восприятием и т. д., из чего следует коррекция самосознания и самооценки. В целом для старшего дошкольного возраста характерно освоение новых знаний и потребностей, когда фор- мируется личность человека как таковая – в интеллектуальном, нравственном, эмоци- ональном и волевом смыслах. Ребенок переходит от импульсивного, инфантильного поведения к умению соблюдать принятые в обществе требования и нормы. Он усваи- вает правила игр, имеющих элементы соревнования. Формируется понятие о том, что в каждой игре имеются правила, которым нужно следовать, и то же самое относится и к жизни в целом. Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка благо- даря игровой деятельности формируются качества, способствующие успешной учебе. Старший дошкольный возраст – период, во время которого личность человека формируется в психологическом плане и который таким образом будет иметь значение на протяжении всей жизни. Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, игры, когнитивные способ- ности, физическое развитие, психология. С точки зрения специалистов – психологов и педагогов – одним из важней- ших для становления личности человека является дошкольный возраст, когда в значительной степени закладываются основы для дальнейшего психофизиологи- ческого развития. Проявления когнитивных способностей ребенка в этом важном периоде можно исследовать в поведении, преобладающей деятельности, специ- фике общения, особенностям познавательной активности, внимания [1, 2, 3, 5, 6]. Психофизиологические качества улучшаются (прогрессируют) по мере возрастного развития человека. Так, на протяжении дошкольного возраста па- мять ребенка эволюционирует от непроизвольного и непосредственного запо- минания и припоминания к произвольному и опосредствованному. Дети стар- шего дошкольного возраста уже могут надолго закреплять в памяти много- кратно повторяющуюся информацию. Что еще важнее, к этому возрасту ста- новится возможным творческое преображение того или иного запоминания (работа воображения).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=