Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Современные технологии в физическом воспитании и спорте 188 понимание феномена волонтерства базируется на философской методологии, позволяющей раскрыть его онтологические и гносеологические основания. В рамках философского дискурса волонтерская деятельность в адаптивном спорте рассматривается как форма социального служения, основанная на сво- бодном нравственном выборе личности и направленная на реализацию гумани- стических ценностей [1]. Методологический анализ позволяет выделить несколько ключевых подхо- дов к исследованию волонтерства в адаптивном спорте: 1. Системный подход обеспечивает рассмотрение волонтерской деятельно- сти как целостной системы, включающей взаимосвязанные структурные и функ- циональные компоненты. В контексте адаптивного спорта данный подход поз- воляет анализировать волонтерство как подсистему более широкой социальной системы, обеспечивающей интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивную деятельность [2]. 2. Деятельностный подход акцентирует внимание на процессуальных харак- теристиках волонтерства, раскрывая механизмы целеполагания, выбора средств, осуществления и оценки результатов добровольческой активности в сфере адап- тивного спорта. Особую значимость приобретает анализ специфики взаимодей- ствия волонтеров со спортсменами, имеющими различные нозологии. 3. Аксиологический подход позволяет исследовать ценностные основания волонтерской деятельности в адаптивном спорте. Ключевыми ценностями вы- ступают: • признание безусловной ценности человеческой личности независимо от ее физических возможностей; • гуманизм и социальная ответственность; • равенство прав и возможностей в сфере спортивной деятельности; • инклюзивность как принцип организации социального взаимодействия. 4. Компетентностный подход фокусируется на исследовании системы зна- ний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых волонтеру для эф- фективной деятельности в сфере адаптивного спорта. Данный подход позволяет разрабатывать научно обоснованные программы подготовки волонтеров с уче- том специфики работы с различными категориями спортсменов. Специфика волонтерства в системе адаптивного спорта определяется следу- ющими методологическими принципами: • принцип научности, предполагающий опору на современные научные до- стижения в области адаптивной физической культуры и спорта; • принцип системности, обеспечивающий целостность и взаимосвязь раз- личных направлений волонтерской деятельности; • принцип индивидуализации, требующий учета особенностей каждого спортсмена с ограниченными возможностями здоровья; • принцип инклюзивности, направленный на создание равных возможно- стей для участия в спортивной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=