Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 143 Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении определяются, помимо прочего, профилем получаемого студентами образова- ния. Этот же фактор играет значимую роль и в процессе их адаптации. Так, «к основным видам вузовской адаптации следует отнести академическую адап- тацию, состоящую в приспособлении к дидактическим требованиям вуза, и со- циальную адаптацию, определяющую вовлеченность в социальную активность вуза, построение отношений в новой социальной среде» [2, с. 115]. При этом необходимо учитывать, что специфика изучения отдельных дисциплин опреде- ляет и особенности применяемых педагогических технологий. Акцент в обозна- ченном контексте может делаться как на непосредственное взаимодействие пре- подавателей и студентов в рамках контактной работы, так и на самостоятельное освоение отдельных разделов. Очевидно, что верная организация самостоятель- ной работы студентов предполагает разработку особой системы заданий, выпол- нение которых позволит активизировать их учебно-познавательную деятель- ность, одновременно укрепляя мотивацию к получению качественного образо- вания [3]. Все обозначенные аспекты следует учитывать и в рамках организации учебной работы на факультете физической культуры. Одновременно необхо- димо помнить, что каждый студент получает педагогическое образование, соот- ветственно, его следует готовить к преподаванию в различных образовательных организациях. Для этого следует формировать у него такие профессионально значимые качества, как способность и готовность планировать собственную де- ятельность, желание упорно трудиться, постоянно совершенствоваться и разви- ваться в избранной сфере. Это позволит облегчить процесс вузовской адаптации студентов, а в перспективе станет отправной точкой их успешной интеграции в педагогическую профессию. Важную роль в адаптации студента в образовательном пространстве выс- шего учебного заведения играет его участие в различных видах внеучебной дея- тельности. Часто это позволяет с другой стороны посмотреть на избранную про- фессию, понять, что эффективный профессионал может и должен не только ре- зультативно трудиться, но и уметь отдыхать. На практике это подразумевает, в частности, что «досуг обеспечивает передачу ценностей, связь поколений, при- нятие первокурсником «атмосферы» образовательного учреждения, стимулиро- вание креативности» [4, с. 40]. На факультете физической культуры достичь по- добных результатов можно посредством предоставления студентам возможно- стей участвовать в различных спортивно-массовых мероприятиях. Это позволит им легче адаптироваться в коллективе, понять, что их окружают единомышлен- ники, желающие также совершенствоваться в избранной сфере и приверженные формированию не только различных компетенций, но и собственной культуры здорового образа жизни. В дальнейшем подобная интеграция учебной работы и внеучебной деятельности должна сыграть значимую роль в развитии профес- сиональной культуры студентов, что, в свою очередь, уместно рассматривать в качестве важного фактора подготовки будущего учителя [5]. Необходимо стре- миться учитывать личностные характеристики и индивидуальные особенности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=