Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 121 двигательного поведения в постоянно меняющихся условиях внешней и внут- ренней среды. Здесь следует уточнить, что функции психики есть ни что иное как потен- циальные возможности, которые проявляются в способностях только в дея- тельности и отдельных видах активности человека . Развитие физических способностей связано с процессом построения двига- тельного действия в соответствии с универсальным дифференциально-инте- гральным законом развития. Согласно этому закону обучение движениям и раз- витие физических способностей представляет собой единый процесс содействия человеку в восхождении по сложной многоярусной системе форм двигательной активности, в которой более простые генерализованные двигательные формы вначале выступают как самостоятельные двигательные действия и по мере их освоения включаются в качестве операций в широкую систему более совершен- ных дифференцированных двигательных форм [3, 4, 5]. Перенос идеальной культурной формы двигательной активности в систему индивидуальных форм движений не является чисто механическим, не соверша- ется автоматически, а образует целую стадию в развития высших форм поведе- ния человека. Психомоторные процессы, лежащие в основе двигательных спо- собностей человека, не происходят независимо от других психических процес- сов. Развитие происходит не путем частных изменений, происходящих в отдель- ных процессах, а, прежде всего, вследствие изменения механизма взаимодей- ствия этих процессов [3]. Сказанное выше позволяет характеризовать физические способности как проявление психомоторной функциональной системы. Задатками (или предпо- сылками) развития физических способностей являются врожденные анатомо- физиологические особенности, которые только в деятельности и разнообразных видах двигательной активности в постоянно меняющейся среде, приобретают ак- тивность и качественно преобразуются в способности. В процессе двигательной деятельности (шире активности) задатки, совер- шенствуясь на основе адаптационных изменений организма и психики, перерас- тают в способности [3]. Большую роль в развитии физических способностей играют психологиче- ские свойства личности в виде наиболее устойчивых и постоянно проявляю- щихся ее особенностей, детерминирующих поведение и деятельность человека. К ним помимо способностей относятся также темперамент, характер, направлен- ность личности [3]. Развитие физических способностей происходит в рамках взаимопреломляющихся процессов морфо, – это, и психогенеза 1 . Оно связано не только с морфофункциональ- ными изменениями, но и с формированием познавательной, регуляторной и коммуни- кативной функций, а также психологическими свойствами личности человека. 1 Морфогенез – анатомо-морфофункциональное развитие, основными маркерами которого яв- ляются: генотип, конституция, фенотип. Этогенез – развитие поведенческих паттернов как простых (территориального, поискового, пищевого, игрового и т. п.) так и сложных, связанных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=