Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024

Современные технологии в физическом воспитании и спорте 120 Понимание способностей как свойства функциональных систем, реализую- щих отдельные психические функции, а также представленная выше структура способностей в виде задатков, способностей, одаренности и гениальности, поз- воляет говорить об общих и специальных способностях. Общие способности и деятельность взаимосвязаны . Первые являются свойством единой психической системы, которые детерминируют успешность во многих видах деятельности, а сама деятельность под влиянием развития об- щих способностей приобретает индивидуальный стиль . Специальные способности представляют собой свойства отдельных функ- циональных систем психики, детерминирующих продуктивность отдельных ви- дов активности, поведения и деятельности. Они есть ни что иное как общие способности, приобретающие черты оперативности под влиянием требований конкретной деятельности (шире поведения) [3, 4, 5]. Проблема изучения общих и специальных способностей, по мнению В. Н. Дру- жинина, заключается в понимании того, что общие способности, связаны с об- щими сторонами функционирования психики как сложной структурированной функциональной системы, которые проявляются не в конкретной деятельно- сти или группах деятельностей, а в общей форме внешней активности (поведе- ния) человека . Специальные способности представляют собой свойства функциональных систем психики, детерминирующих продуктивность отдельных видов активно- сти и деятельности личности [1]. Развитие общих и специальных способностей связано с тремя функциями психики: коммуникативной, регуляторной, познавательной и потенциально со- ответствующих им способностям [ 2 ]. Специальные способности есть ни что иное как особенности познавательной, регуляторной и коммуникативной функ- ции единой сложноструктурированной функциональной психологической си- стемы, которые под влиянием конкретных видов активности и деятельности приобрели черты оперативности. Определение физических способностей как свойств личности . Прове- денный нами анализ способностей как индивидуально-типологических свойств личности человека позволяет отнести физические (двигательные) способности к специальным способностям, то есть к психофизиологическим свойствам еди- ной сложной структурированной психомоторной функциональной системы, включающей коммуникативные, познавательные, и регуляторные психические системы, направленной на опережающее отражение действительности, с це- лью обеспечения адекватного двигательного поведения (шире активности) че- ловека в постоянно меняющихся средовых условиях. Физические способности являются некой психофизиологической целостно- стью, включенной во множество одновременно сосуществующих и саморегули- руемых функциональных систем, то есть в психомоторную функцию . Последняя обладает уникальной способностью временно объединять различные психиче- ские системы в единую функциональную систему для обеспечения адекватного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=