Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2024
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 119 деятельности определяется не суммой свойств, характеризующих отдельные способности, а возникающие в результате интеграции качественные характери- стики, детерминированные целью конкретной деятельности. Поэтому относи- тельная «слабость» одной способности, может быть компенсирована другими, высокоразвитыми способностями, что не исключает возможность успешности человека в деятельности (деятельностях), с ней связанной [8, 9]. Способность не сводится к сформированным знаниям, навыкам, умениям че- ловека, а является его индивидуальной особенностью, которая объясняет «лег- кость» и быстроту их формирования. Под способностями неверно понимать также врожденные возможности индивида, поскольку врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые выступают пред- посылками развития способностей и, которые реализуются в деятельности, во вза- имодействии с другими условиями, прежде всего с социальной средой. Врожден- ные задатки ни в коей мере не тождественны наследственным факторам. Способности существуют только в исполнении. Проявить их возможно только в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Отдельные способности могут развиваться в сходных видах деятельности, игре, двигательной активности [7]. Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом и незави- симо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способно- стей. Качественное своеобразное сочетание общих и специальных способностей, определяющее возможность успешности в той или иной деятельности, раскры- вается в понятии одаренность . При этом следует понимать, что для успешного осуществления деятельности требуется не только одаренность, но и обладание необходимыми знаниями умениями и навыками. Поэтому процессы развития способностей и формирования знаний, умений и навыков сопряжены, особенно на ранних этапах онтогенеза [9]. Одаренность – это, прежде всего, проблема качества способностей. Суть ее заключается не столько в том, что один человек может быть одарен в одной об- ласти, а другой – в другой, а в том, какова одаренность и каковы качества спо- собности данного человека. В самом общем виде одаренность представляет со- бой системное, развивающееся в течение жизни качество сложноструктури- рованной психической функции, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3, 5]. В связи с этим общая одаренность есть ни что иное как уровень или каче- ство развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в ко- тором человек может достичь больших успехов. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в той или иной области принято называть талантом . А наивысший уровень проявления способностей, общественно оцененный как уникальное качественно новое достижение творческой личности в одной или нескольких областях культуры и науки называется гениальностью [1, 4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=