Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 247 Как утверждает Х. Б. Шмид [13], группа, обладающая ментальными состо- яниями, будет обладать сознанием и эмоциями. Это значит, что групповые эмоции свойственны и малым, и большим группам. Групповые эмоции, как пишут Т. Г. Стефаненко и С. А. Липатов [8], рассматриваются как единство между когнитивно-эмоциональной состав- ляющей личности и социальной группой, в которой он взаимодействует. Это эмоциональные процессы, выражающие субъективное отношение чле- нов постоянной группы к различным ситуациям. Передаются групповые эмоции от источника эмоций через эмоциональное «заражение» к другим членам команды [9]. Известно три подхода к описанию эмоционального заражения: ⋅ теория социальной оценки (эмоции несут смысловой сигнал об опас- ности, ведущую роль играет взаимосвязь эмоций другого человека с кон- текстом возникшей ситуации). ⋅ теория примитивного эмоционального заражения (существует взаи- мосвязь между проявлением эмоций одного человека и эмоциями другого). ⋅ теория структурной ритуализации (большую роль играют символиче- ские ритуалы социального взаимодействия и развитие социальной струк- туры, которые стабилизируют жизнь). Яркий пример эмоционального заражения в рамках теории социальной оценки был представлен исследователями А. Керкхофом и Р. Бэком, изу- чавшим особенности событий, связанных со вспышкой неизвестной эпиде- мии, на заводе в Монтане (США, 1962 год). Распространение эпидемии, симптомы которой сотрудники завода находили у себя в течение несколь- ких недель, не имело медицинских оснований, что свидетельствует об ис- терическом заражении [13]. Американские исследователи Э. Хэтфилд, М. Карпентер, Р. Л. Рэпсон также рассматривают эмоциональное заражение как один из видов коллек- тивных эмоций, лежащий в основе межличностного взаимодействия и поз- воляющий чувствовать окружающих людей и делиться своими эмоциями, узнавая себя в эмоциях и чувствах других людей (теория примитивного эмоционального заражения). Данный процесс запускает три вида действий: подражание, ответную реакцию и собственно эмоциональное заражение [13, 14]. К. Ламм и Дж. Силани [12], отписывая процесс эмоционального зара- жения, подчеркивают роль самосознания. Чем ниже самосознание и кон- троль, тем сильнее человек поддается эмоциональному заражению. В ситуациях, когда эмоциональное заражение чревато негативными по- следствиями или несет в себе потенциальный риск для жизни и здоровья

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=