Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 80 Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы на базе двух центров образования г. Тулы было проведено исследование, в котором приняли участие 51 школьник в возрасте 9–10 лет. В рамках экспериментальной деятельности была разработана рабочая программа уроков по физической куль- туре на основе игры в шахматы. В основу данной программы были положены методические разработки Прудниковой Е. А., Никифировой Е. П., Захарова Д. Ю., Мусакиной О. В., Хавеловой Н. А., Нерубенко С. В., Хализевой М. В. [2, 3]. Включение шахмат в третий урок физической культуры предполагало сле- дующий алгоритм: вначале было организовано одно ознакомительное занятие, где совместно с учителем дети знакомились с целью, структурой и правилами проведения занятий по шахматам. В течение последующих занятий учащиеся по- лучали необходимые знания по игре и готовились к турниру по шахматам. Осо- бенностью обучения шахматам детей младшего школьного возраста было: – включение в урок подвижных игр средней и малой интенсивностью с шах- матной тематикой (например, «Защити пешку», «Пешки в домик», «Король, найди свое место» и др.); – использование упражнений для развития мелкой моторики рук; – применение разнообразных видов уроков (сеанс одновременной игры, анализ партий, решение задач). Эффективность экспериментальной работы оценивалась по результатам ди- агностики универсальных учебных действий у младших школьников, уровня развития психических процессов, психомоторного развития, а также физической подготовленности учащихся. Положительная динамика в ходе эксперимента выявлена в показателях аб- страктно-логического мышления. В экспериментальной группе увеличился про- цент школьников с очень высоким и высоким уровнем абстрактно-логического мышления (рис. 1). Рис. 1. Динамика показателей абстрактно-логического мышления у школьников 9–10 лет в ходе педагогического эксперимента (кол-во школьников, в %) 8% 11% 30% 18% 13% 15% 33% 22% 47% 30% 25% 55% 16% 26% 12% 3% 16% 18% 0% 0% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% ЭК Констатирующий этап КГ Констатирующий этап ЭК Контрольный этап КГ Контрольный этап Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=