СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г
76 Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу содействуют многие факторы. Это и общение ребёнка со сверстниками, игры, в которых он принимает уча- стие, учебный процесс, характер и специфика увлечений, семейный уклад. Однако, как показывают проведенные нами наблюдения и анализ науч- ных статей, у современных подростков отмечается низкий уровень физиче- ского развития, отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, увеличение случаев девиантного и асоциального поведения. И как следствие, у части выпускников средних школ оказываются слабо сформированными такие важные личностные качества как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинирован- ность, коллективизм. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная и в особенности физкультурно-спортивная деятельность. Е. П. Ильин, А. Ц. Пуни, Е. Н. Гогунов в своих трудах отмечают, что физическая куль- тура и спорт в школьном возрасте являются наиболее эффективным сред- ством воспитания волевых и морально-нравственных качеств подростков. Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта дает возможность формировать морально-волевые качества школьников и как итог гармонично развитую личность. Завьялова Н. Ю. утверждает, что условием проявления учащимися во- левых качеств является такая организация деятельности, при которой ребе- нок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собствен- ных действий и усилий. В этом аспекте особенно возрастает роль учителя физической куль- туры и тренера, правильного выбора средств и методов развития волевых качеств. Среди всех средств, используемых учителями физической куль- туры в школе для воспитания волевых качеств, необходимо выделить Все- российскую олимпиаду школьников по физической культуре как одно из со- временных и действенных средств. С одной стороны, возможности формирования волевых качеств под- ростков в процессе физического воспитания посвящен ряд исследований (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов, Е. О. Смирнова и др.), с другой стороны, до сих пор недостаточно изучены возможности воспитания морально-воле- вых качеств подростков в процессе подготовки к Олимпиаде по физической культуре. Данное противоречие и подтверждает актуальность проведенного нами исследования. Всероссийская олимпиада школьников является крупнейшим сорев- нованием среди школьников в России и проводится по 24 предметам, в числе которых физическая культура. Всероссийская олимпиада школьни- ков по предмету «Физическая культура» всё больше принимает вид мас- сового общественного движения, позволяющего школьникам и учителям со всей страны взаимодействовать друг с другом. Данный вид мероприятий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=