СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г
180 С первых дней пребывания в школе перед детьми возникает необхо- димость запомнить большое количество разнообразного учебного мате- риала. Трудности запоминания, сказываются на его учебной деятельности и, в конечном счете, могут приводить не только к стойким проблемам в обучении, но и к негативному отношению учащихся к учебной деятель- ности в целом. Как известно, существуют различные виды памяти. «Память, позволя- ющую ориентироваться в окружающем пространстве, – называют простран- ственной, а отвечающую за сохранение и воспроизведение полученных зри- тельных образов называют зрительной памятью» [4 и др.]. Одним из средств формирования памяти школьника, на наш взгляд, яв- ляется шахматная деятельность. Выдающийся российский педагог В. А. Су- хомлинский писал: «… без шахмат нельзя себе представить воспитание ум- ственных способностей и памяти. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один их элементов умственной культуры» [3]. «Шахматы – это наука, спорт, искусство. Игра в шахматы требует от человека максимальных внутренних затрат, интеллектуальных, эмоцио- нальных, личностных и физических» [3]. Ведущий шахматист А. Е. Карпов утверждает, что «шахматы разви- вают воображение, особые формы мышления и внимания, способность пере- ключения и управления, а также формируют самостоятельность творчества, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение. Они интенсивно воздействуют на внешнюю и внутреннюю речь и развивают математические способности» [1]. Также занятия шахматами, как считают педагоги, тренеры и шахматисты (А. А. Алехин, В. В. Гершунский, Г. К. Захаров, И. А. Сабельников, И. Циов и др.) являются действенным средством развития личности в целом [2]. В настоящее время в силу того, что шахматы являются прекрасным средством выработки логического мышления, формирования познаватель- ной деятельности и повышения работоспособности, мы рекомендуют зани- маться детям младшего школьного возраста. В настоящее время встречается достаточное количество работ по влия- нию шахмат на развитие логического мышления, развитие умственных спо- собностей, однако не в полной мере изучены вопросы, связанные с влия- нием занятий шахматами на развитие памяти, что и отражает актуальность темы нашего исследования, представленного в данной статье. Наше исследование проводилось на 10 первоклассниках, начавших за- ниматься шахматами на базе Центра образования г. Тулы. Занятия по шах- матам проходились 2 раза в неделю по 1 часу. Разработанная нами программа по шахматам включала в себя изучение следующих разделов: 1. Шахматная доска. Шахматная нотация. Шахматные фигуры. Роки- ровка Короля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=