СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г
189 Key words: mini-football, pedagogical conditions, junior schoolchildren, hearing impairment, orientation in space. В последние годы все более актуальной становится проблема развития пространственной ориентации у школьников с нарушением слуха как необ- ходимого условия адаптации детей с данной патологией к учебной деятель- ности, возможности улучшения компенсаторных механизмов в осуществле- нии повседневной жизнедеятельности. Так, по статистическим данным в Тульской области на сегодняшний день 2020 г. обучается 124 ребенка с различными нарушениями слуха, в 2019 г. числилось 118, в 2018 – 115 детей. Это указывает на то, что ко- личество детей с различными нарушениями слуха достаточно большое и увеличивается. Как известно, нарушение слуха приводит к отклонению психической и двигательной сферы человека. Это проявляется в сниженном уровне раз- вития физических качеств, в отличие от нормально развивающихся сверст- ников. Шапкова Л. В. отмечает, что «особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Так, координация и точность движения глухих отстают от нормы на 15–20 %» [5]. Сниженная или полностью отсутствующая функциональная деятель- ность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигатель- ного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушением слуха и их по- стоянный контроль над каждым своим движением [2, с.11] Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, а также недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира, ограничивают возможности коммуникации с окружающими, что от- ражается на психомоторном и физическом развитии детей данной нозоло- гической группы [3, 4 с.13]. Многие ученые и исследователи (В. З. Базаев, Н. Г. Байкина, Г. И. Ба- таев, Н. С. Бессарабов, С. П. Евсеев, В. Н. Зайцева, В. А. Какузин, Г. Ф. Ко- зырнов, А. О. Костанян, Б. В. Сермеев и др). указывают на то, что «обучение детей с нарушением слуха требует применения особых педагогических при- ёмов, адаптированных специальных физических упражнений, которые поз- воляют соотнести методы и средства педагогических воздействий с особен- ностями развития двигательной сферы школьников с нарушением слуха» [1]. Среди многообразных средств физического воспитания школьников как доступное и эффективное средство развития пространственной ориен- тации можно выделить занятия спортивными играми, к которым относится мини-футбол. Проанализировав имеющиеся литературные источники, мы не нашли достаточного количества научно-обоснованных методик применения мини-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=