СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

384 ные ошибки стали чаще проявляться у мальчиков, а у девочек их фиксация снизилась в 2 раза. При анализе фиксации ошибок в работе туловища выявлено, что полностью устранена ошибка «прогибание туловища в поясничном отделе во время отталкивания руками». В большей степени у испытуемых зафиксирована ошибка «туловище не дос- таточно наклоняется вперед, не участвует в отталкивании палками». Эта ошибка в це- лом снизилась на 4%. Отметим, что указанная ошибка на начало эксперимента у дево- чек отсутствовала, а по окончании эксперимента была зафиксирована у 11,1%. Ошибка «резкое выпрямление туловища при скольжении на двух лыжах после отталкивания руками» по окончанию эксперимента была отмечена лишь у 7,6%, при этом у мальчи- ков эта ошибка одинаково встречается на начало и конец эксперимента, у девочек встречаемость данной ошибки снизилась на 33,3%. На том же уровне у мальчиков осталась ошибка «преждевременное выпрямление туловища», у девочек данная ошибка была зафиксирована в 2 раза реже по сравнению с первоначальным экспертным оцениванием. При анализе ошибок в движении ногами выявлено, что полностью устранена ошибка «слабое отталкивание ногой» и «короткий торопливый шаг». У 5,8% мальчиков появилась ошибка «слишком широкий шаг без достаточной силы отталкивания ногой». Ошибка «сгибание ног в коленных суставах в начале отталкивания палками и резкое их выпрямление после него» у мальчиков ста- ла встречаться реже, а у девочек чаще. Ошибка «захлестывание голени назад после окончания отталкивания ногой» у мальчиков стала отмечаться реже, у девочек осталось на том же уровне. Таким образом, на основании проведенного педагогического эксперимента, реали- зации метода экспертных оценок можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в овладении техникой одновременного одношажного хода (скоростной вари- ант) лыжниками-гонщиками этапа начальной подготовки. Некоторые ошибки были пол- ностью устранены, некоторые ошибки были зафиксированы в меньшей степени. Реализация педагогического эксперимента проводилась с учетом следующих факторов: – были учтены результаты тестирования двигательных качеств юных лыжников: на основании результатов тестов в начале исследования у многих испытуемых выявле- ны отставания в развитии таких двигательных качеств как координация движений (ста- тическое равновесие), сила мышц рук, гибкость, скоростно-силовой показатель. В этой связи нами сделано предположение о взаимосвязи возникновения ошибок в технике одновременного одношажного хода с недостаточным уровнем развития двигательных качеств. После каждой тренировки занимающиеся шли в спортивный зал для решения задач по повышению уровня развития физических качеств (отстающих); – работа по исправлению ошибок в технике одновременного одношажного хода (скоростной вариант) проводилась 1 раз в неделю при благоприятных погодных усло- виях (отсутствие сильного ветра, наличие хорошо нарезанной лыжни, укатанное лыж- ное полотно); – перед каждой тренировкой на лыжи наносилась лыжная мазь с учетом темпера- туры воздуха, также лыжная мазь наносилась в процессе тренировки (при возникнове- нии отдачи); – после предварительной разминочной части (20–25 минут – передвижение изу- ченными ходами в среднем темпе) юные спортсмены направлялись в стартовый горо- док стадиона, где на круге 300 метров происходила работа по обучению технике, ис- правлению ошибок, коррекции техники; – средства по обучению технике хода были использованы с учетом опыта работы тренера, также применялись упражнения, заимствованные из учебно-методического пособия «Обучение классическим лыжным ходам», были решены задачи по обучению принятия граничных моментов, обучению техники работы рук, постановке палок и пе- редаче усилий на палки, отталкиванию палками, обучению свободному одноопорному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=