СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

239 ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ А. О. Аверина учитель-логопед ЦСиД «Шаг на встречу» (Санкт-Петербург, Россия) С. Г. Лещенко кандидат психологических наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ЛОГОРИТМИКА КАК МЕТОД УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ В настоящее время довольно часто встречается отставание речи и моторики у де- тей дошкольного возраста. Этиология данных нарушений очень разнообразна. На дан- ный момент, многие специалисты, сходятся во мнении, что для стимуляции развития речевых навыков необходимо формирование мышечного тонуса, эмоциональная и фи- зическая активность, деятельность психических процессов (память, внимание, вообра- жение и мышление). Одним из способов оздоровления детей и формирования правильной речи – явля- ется логопедическая ритмика. Логоритмика – способ устранения речевых нарушений, в основе которого лежит музыка, слово и движение. Речь формируется благодаря сис- теме дыхания, артикуляционных и ритмических упражнений. Основной задачей логоритмики является выработка правильной речи с помощью двигательной сферы, при котором главным инструментом преодоления нарушений бу- дет играть музыка. Хотелось бы остановиться подробнее на основных направлениях логоритмики. Первое – неречевое направление, включает в себя развитие моторики, координа- ции движений, танцевальных навыков, слухового восприятия, внимания, двигательной памяти, воображения. Звуковысотный (мелодический) слух предполагает узнавание знакомых мелодий, а, уже впоследствии, возможность их воспроизведения. Для этого используются звуки природы, голоса животных, музыкальные инструменты. Ритмический слух помогает воспринимать эмоциональную выразительность ритма, способность его повторить. Основным компонентом в развитие двигательной сферы и воображения ребенка является музыка. Работа над воображением позволяет развивать двигательную сме- лость, помогает избавляться от штампов и образов подражания. Ребенок представляет образ под музыку и воспроизводит его по-своему, совмещая его с движениями танца и особенностями персонажа. Второе направление в работе – коррекция речевых нарушений и развитие речи. В рамках этого направления осуществляется работа по развитию голоса, физиологиче- ского и речевого дыхания, мимической и интонационной выразительностью. На заня- тиях выполняются задания, главной целью которых является совершенствование мото- рики артикуляционного аппарата, звукопроизносительных навыков. Параллельно проводится логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений грамматического строя, лексического словаря и связной речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=