СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

215 тельных нагрузок могут происходить нарушение нейроэндокринной регуляции, уменьшение содержания катехоламинов и глюкокортикоидов и снижение уровня энер- гетического обмена, в результате чего возможны различные расстройства, существен- ное снижение общей и специальной работоспособности спортсмена, его адаптивных возможностей. У спортсменов с высокой мотивацией к спортивным достижениям часто нарушена субъективная оценка самочувствия, они могут недооценивать тяжесть того или иного тренировочного занятия, иногда вопреки требованиям тренера самостоя- тельно увеличивают продолжительность или интенсивность физической нагрузки. Это способствует длительному напряжению функциональных систем организма, накопле- нию усталости и недовосстановления организма, что рано или поздно влечет за собой развитие перетренированности [23, 24]. В целом управление процессом адаптации и знание её физиологических механиз- мов позволяет осуществлять индивидуальное физиологически обоснованное планиро- вание тренировочных нагрузок для оптимизации спортивного режима и, таким обра- зом, способствовать сохранению здоровья спортсмена при поддержании и увеличении уровня спортивных достижений. Индивидуализация физической нагрузки как одно из важнейших условий обеспече- ния решения поставленных перед ней задач широко обсуждается в современной литерату- ре. Применяются современные методы мониторинга функционального состояния зани- мающихся для управления учебно-воспитательным и тренировочным процессом с целью профилактики и своевременной коррекции нарушений здоровья школьников [17, 20, 21]. Значимость проблемы индивидуально-ориентированного подхода к дозированию физических нагрузок актуализирована потребностью в решении оздоровительной задачи физической культуры наряду с образовательной и воспитательной [10, 12, 14, 17, 18, 22]. Актуальность апробации и внедрения новых подходов к педагогическому контролю физи- ческих нагрузок определяется также всё повышающимися требованиями к спортивным достижениям, тенденциями к морфофункциональному «дрейфу» в человеческой популя- ции, выражающемуся, с одной стороны, в акселерации размеров и сроков созревания и старения, с другой – в снижении физиометрических показателей организма, современ- ными тенденциями быстро изменяющихся условий окружающей среды и т.д., которые не- обходимо учитывать при занятиях физическими нагрузками [4, 5, 13, 16, 20, 21]. Для оценки состояния здоровья и уровня функционального состояния организма занимающихся физическими нагрузками существуют различные подходы. Р. М. Баев- ский [2], например, предлагает четыре его уровня: «высокие или достаточные функ- циональные возможности организма и удовлетворительная адаптация», «перенапряже- ние механизмов адаптации», «сниженные функциональные возможности организма и неудовлетворительная адаптация» и «резко сниженные функциональные возможно- сти организма с явлениями на грани срыва механизмов адаптации». Кроме того, коли- чественный показатель состояния здоровья (адаптационный потенциал) автор предла- гает оценивать по формуле количественно. Другим подходом является определение так называемых «резервных возможно- стей» организма. Установлено, что величина анаэробного порога занимающегося кор- релирует с его результатами на длинных дистанциях. Наиболее информативные методы определения анаэробного порога являются инвазивными; в их основе лежит прямое оп- ределение концентрации лактата в крови. На настоящий момент разработаны и бес- кровные методы – по определению частоты сердечных сокращений. В качестве метода педагогического контроля физических нагрузок рекомендуется система «виртуальный тренер» [3], которая основана на количественной оценке двига- тельной активности (учёт частоты движений при выполнении повторяющегося физиче- ского упражнения с помощью скоростной видеокамеры), а также иные современные физиологические, педагогические и биомедицинские технологии [13, 16 19, 25]. Для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=