СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

17 В 15–17-летних учащихся (школьники в норме) обнаружен весомый вклад компо- нента физической подготовленности к результативности упражнений, которые анали- зируются. Наибольшая значимость физической подготовленности обнаружена в беге на 100 м. У учащихся «группы риска» отмечается низкий уровень значимости физической подготовленности в видах легкой атлетики школьной программы. Спортивный результат в рассматриваемых упражнениях обусловлен, главным об- разом, показателями физической и технической подготовленности. Нами выявлены наиболее информативные показатели их физической подготовленности. У школьников разных групп ведущие компоненты физической подготовленности в беге, прыжках и метании в основном не совпадают. По нашим данным школьники в норме имеют преимущество в реализации двига- тельного потенциала, а ученики «группы риска» заметно уступают сверстникам в этом компоненте двигательного действия. Таким образом, у разного контингента обследуемых, влияние физических способ- ностей в видах легкой атлетики школьной программы носит специфический характер, с учетом которого позволяет значительно повысить эффективность коррекционных за- нятий физическими упражнениями в процессе профилактики наркомании. Для контроля нагрузки в циклических упражнениях можно пользоваться шкалой пульсовых характеристик, которая разработана М. Я. Набатниковой. Однако, пульсо- вые характеристики нагрузки максимальной интенсивности отсутствуют, потому что линейная зависимость частоты сердечных сокращений (ЧСС) от интенсивности дози- ровки соблюдается только в диапазоне объема физических упражнений, при которых еще возможно дальнейшее увеличение сердечного ритма. Большое количество двигательных действий, используемых на уроках физиче- ской культуры, по своему характеру относится к субмаксимальной и максимальной ин- тенсивности (80–100 % результата двигательного теста). Это в основном ациклические упражнения, связанные с проявлением силовых, скоростных и скоростно-силовых спо- собностей, а также циклические упражнения большой максимальной интенсивности. Во всех этих случаях регистрации ЧСС непосредственно во время выполнения упраж- нения (или сразу после его окончания) не дают информации о его уровне нагрузки, о трудоемкости. Традиционная схема оценки интенсивности нагрузки на основе ЧСС в этих случаях недопустима. Для успешного анализа методики правильной оценки интенсивности и определе- ния наиболее эффективного соотношения объемов физической нагрузки целесообразно отталкиваться на некоторые диапазоны, которые отличаются между собой механизма- ми физиологического воздействия на организм. Именно поэтому нас привлекла идея выделения зон относительной интенсивности. Нами рассчитана логарифмическая зависимость «скорость – время» на дистанци- ях от 100 до 3000 м для 11–17-летних школьников асоциального поведения. Стало воз- можным классифицировать нагрузки, используемые на уроках физической культуры, за возможным временем выполнения упражнений и скорости бега, установить границы зон относительной интенсивности. Пульсовые границы между большой и умеренной зонами относительной ин- тенсивности соответствуют ЧСС на уровне анаэробного порога. В качестве такого пульсового ограничения для подростков может быть принята величина пульса, рав- ной 130 уд/мин. Пульсовым ограничением между субмаксимальной и большой зо- нами относительной интенсивности является максимальная частота сердечных сокращений. Для того, чтобы следующая оценка и сопоставление программ физкультурно- оздоровительных занятий были более точными, мы посчитали целесообразность даль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=