СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
107 физической культуры все больше отходит от методологии позитивизма, выработанного в двадцатом столетии. К специалистам приходит понимание того, что не только строгое применение логического и эмпирического методов познания, дает хорошие результаты при изучении действительности и позволяет теории физической культуры сохранить свой предмет и остаться цельной отраслью научного знания. Представители научного сообщества все больше проникаются мыслью о том, что гуманистическая парадигма способствует более глубокому постижению сущности педагогического процесса за счет снижения позитивистских требований строгости и точности описания; что для разре- шения вновь и вновь возникающих научных противоречий, необходимо диалектиче- ское погружение в выработанные ранее концепции и положения с позиций современно- го научного знания; что избегание обсуждения кардинальных, методологических для теории физического воспитания проблем приводит к механическому накапливанию эм- пирического, порой противоречивого материала, ограничивая тем самым ее потенци- альные возможности выхода на мировоззренческий уровень, на обсуждение ядерных, судьбоносных вопросов и не способствует качественному прорыву в понимании фено- мена физической культуры и ее места в системе общечеловеческих ценностей. Следуя однажды выработанным концепциям теория и методика физического вос- питания, при всех ее новациях методического и организационного характера часто ока- зывается неспособной выработать системное видение проблемы, соотнести ее с соци- альными целями и культурными ценностями, задать ориентиры поступательного развития физического воспитания в двадцать первом веке. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не станем полагать цели и задачи изучения физической культуры с естественным развитием человека, с обретением его родовой сущности. Ведь человек – это единственное существо, которое по факту своего рождения не принадлежит к своему роду. У человека между моментом рождения и об- ретением своей родовой сущности – пропасть [3]. Попытки отдельных ученых продви- нуться в понимании места физического образования в продвижении человека по беско- нечному пути становления личностью не меняют ситуацию. Их работы, вызывая на некоторое время интерес в научном сообществе, затем теряются в исследованиях узкой направленности, как правило прикладного характера. Мы живем в эпоху кардинальных перемен, связанных с очередной научной револю- цией. Изменяются подходы к рефлексии изучаемой реальности: от элиминации процедур объяснения объекта исследования (классика), к осмыслению и соотнесению объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций деятельности (неклассика), до осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотне- сении с социальными и гуманистическими ценностями (постнеклассика). Как это было не раз, пытаясь ответить на вызовы стремительно меняющегося мира мы вновь обращаемся к классикам отечественной и зарубежной педагогики. Среди них особое место в теории и практике физического воспитания занимает П. Ф. Лесгафт, выдающийся исследователь в области анатомии, физиологии, психологии, педагогики. В настоящей статье мы позволим себе не принимать за абсолютную истину, а подвергнуть критике, переосмыслить с позиций современного научного знания выра- ботанные им положения в рамках функциональноанатомического направления физиче- ского воспитания. Прежде всего, обратимся к фундаментальной психофизиологической проблеме и попытку ее разрешения Петром Францевичем на материалистической основе в рам- ках разработанного им «Руководства по физическому образованию школьников». Справедливости ради следует отметь, что в научных трудах Лесгафта мы не встретим материалы непосредственно посвященных этому вопросу. Но все его научное творче- ство пронизано пониманием человека как единого телесно-духовного создания, изучать которое следует комплексно: и с физиологической, и с психической сторон. Подтвер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=