Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025

Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 85 Популярным, на сегодняшний день является функциональный тренинг, представляющий собой вид оздоровительно-кондиционной тренировки, осно- ванный на естественных движениях человека, направленный на развитие основ- ных физических качеств, двигательных способностей, а также совершенствова- ние работы основных жизненно важных систем организма. В отличии от традиционных тренировочных подходов, функциональный тренинг направлен на использование многосуставных упражнений, неустойчивой поверхности, плиометрических упражнений, сложнокоординационных упражнений. Подразу- мевается также вариативность в выборе средств, прогрессия сложности, трени- ровка мышц стабилизаторов. В своём исследовании мы ставили задачу разрешить противоречие между широкими возможностями применения функционального тренинга в тренировоч- ном процессе юных дзюдоистов в плане повышения координационной подготов- ленности и отсутствием практических разработок по его применению в дзюдо. Цель исследования: совершенствование координационной подготовленно- сти юных дзюдоистов 9–10 лет посредством разработки и применения про- граммы на основе средств функционального тренинга. Мы предполагали, что применение средств функционального тренинга в тренировочном процессе юных дзюдоистов повысит уровень их координаци- онной подготовленности при выполнении следующих условий: – учебно-тренировочный процесс строится с учетом индивидуальных осо- бенностей и психофизической подготовленности юных спортсменов; – в основе содержания экспериментальной программы лежит обоснование применения средств функционального тренинга с целью совершенствования ко- ординационной подготовленности дзюдоистов группы начальной подготовки; – используются средства, формы и методы физической подготовки, обеспе- чивающих комплексное воздействие на психофизическое развитие юных дзюдо- истов. Педагогический эксперимент проводился в течение 6 месяцев на базе ГУ ДО ТО «ОблСШОР по единоборствам» г. Тулы, где в качестве контрольной и экспериментальной группы были задействованы спортсмены начальной группы подготовки 3 года обучения в возрасте 9–10 лет в количестве 20 человек. КГ и ЭГ тренировались по учебной программе для учреждений дополнительного образования по дзюдо ГУ ДО ТО «ОблСШОР по единоборствам» г. Тулы 3 раза в неделю по 2,5 часа. Отличительной особенностью проведения учебно-трениро- вочного процесса в экспериментальной группе являлось применение средств функционального тренинга, выполняемого в конце основной части занятия 2 раза в неделю. Тренировка состояла из 8 блоков в каждом по 4 задания, которые постепенно модифицировались. Каждое задание выполнялось 45с., 15с. –отдых. Примерное содержание тренировки с применением функционального тренинга представлено в табл. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=