Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025

Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 64 и способность контролировать тело в движении. Упражнения с оружием, осо- бенно с тяжелыми предметами (например, бо), способствуют развитию силы мышц рук, плечевого пояса и корпуса. Динамические движения в кобудо, такие как удары и блоки, развивают взрывную силу. Длительные тренировки и выпол- нение ката требуют высокой выносливости, что способствует улучшению сер- дечно-сосудистой системы и общей физической подготовленности. На данном этапе исследования проведен анализ существующих подходов к подготовке кобудистов, включая работы Журавлевой Ю. С. и Первойки- ной С. А. («Особенности тренировочного процесса в спортивной дисциплине “кобудо” применительно к студентам РУДН») и Шакировой Р. Р. («Проблема- тика подготовки спортсменов в кобудо-каратэ как спортивная дисциплина»)[6, 7]. Анализ показал, что большинство методик подготовки не учитывают индиви- дуальные особенности онтогенеза, что приводит к недостаточной эффективно- сти тренировочного процесса и повышению риска травматизма. Были выделены ключевые проблемы, связанные с отсутствием учета онтокинезиологических принципов, таких как: 1. Недостаточное внимание к сенситивным периодам развития двига- тельных качеств. Например, развитие гибкости наиболее эффективно в млад- шем возрасте (6–10 лет), тогда как развитие силы и выносливости лучше начи- нать в более старшем возрасте (после 12–14 лет). Однако существующие методики часто игнорируют эти периоды, что снижает эффективность трениро- вок [8]. 2. Отсутствие индивидуальных траекторий подготовки. Большинство программ предполагают универсальный подход, не учитывающий особенности физического и психоэмоционального развития каждого спортсмена [5]. 3. Недостаточное внимание к биомеханическим особенностям движе- ний в кобудо. Это приводит к неправильному выполнению техник, что увеличи- вает риск травм и снижает спортивные результаты [7]. 4. Отсутствие учета возрастных особенностей детей и подростков. Боль- шинство исследований и методик подготовки ориентированы на взрослых спортсменов, что делает их неприменимыми для детей и подростков, чье физи- ческое и психоэмоциональное развитие требует особого подхода [6]. Изучение особенностей развития двигательных качеств в разные возрастные пе- риоды позволило установить, что сенситивные периоды играют ключевую роль в формировании двигательных навыков. Например, в возрасте 6–10 лет наиболее эф- фективно развивать гибкость и координацию, что делает этот период идеальным для освоения базовых техник кобудо. В возрасте 12–14 лет акцент следует делать на раз- витие силы и выносливости, что позволит спортсменам успешно выполнять более сложные и энергозатратные элементы. В возрасте 18–25 лет важно сосредоточиться на совершенствовании технического мастерства и психологической устойчивости, что особенно важно для достижения высоких спортивных результатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=