Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 59 термин "толерантность" рассматривается как способность переносить стрессовые факторы [7]; как стойкость к стрессу [8]; а также как сопротивляемость организма различным динамическим и статическим механическим нагрузкам [9]. Во множестве словарей спортивных терминов понятие «толерантность» опи- сывается как как свойство личности, которое проявляется в терпимости к разно- образным мнениям, взглядам, воздействиям, в терпимости по отношению к небла- гоприятным факторам, в т.ч. связанным с соревновательным аспектом спортивной деятельности [8]. Подобное определение делает толкование толерантности шире, по сравнению с версиями, которые встречались в более ранних трудах. Мы считаем, что аргументы А. Б. Ильина [7] являются убедительными и хо- рошо обоснованными. В своих исследованиях по оценке личности и соревнова- тельной готовности спортсменов различных специализаций и уровней квалифи- кации он описал характеристики толерантного спортсмена. Это человек, который обладает эмоциональной устойчивостью, проявляет психологическую гибкость и имеет низкий уровень нейротизма, не испытывая при этом психиче- ского напряжения. Ему не характерны резкие и неконтролируемые изменения настроения, чрезмерная возбуждённость. Он спокоен и уверен в своих силах. В ряде других исследований толерантности в спортивной сфере изучаются возможности системы физической подготовки по развитию толерантности у спортсменов и толерантности тренеров. Некоторые исследователи [9, 10] уверены в том, что физическое воспитание играет ключевую роль в подготовке личности, обладающей социальными и про- фессиональными навыками, креативностью, мобильностью, которая может раз- виваться на любом этапе жизни и проявляет ответственность и толерантность. Уникальное содержание и учебные активности дисциплины «Физическая куль- тура» способствуют развитию таких качеств, как выдержка, решительность и смелость. Ю. Д. Железняк и В. М. Мин-булатов отмечают, что в сфере спорта важно формировать терпимость в сознании и поведении, взаимное уважение среди учащихся, а также культуру общения как на межличностном, так и на ме- жэтническом уровнях [10]. Компетентны тренер является не только участником подготовки спортсме- нов, но и зрителем со стороны, которые способен идентифицировать себя с про- явленной спортсменами активностью, анализируя эффективность тактических действий. Исходя из этого, команда способствует как личному, так и коллектив- ному развитию. Спортсмены достигают более высоко уровня, что вызывает их положительное восприятие (поскольку это отражается на успехах всей команды) и, в свою очередь, увеличивает личную самооценку каждого. Быть тренером группы означает обладать навыками художника и исследо- вателя, уметь сочетать объективность с интуитивным пониманием, а также ин- тегрировать все это с осознанием и знанием современных методов и концепций организации тренировочного процесса. Если же концепция подготовки группы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=