Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 58 Тренер не только передает знания, умения, свой персональный опыт, но и способствует формированию морально-этических представлений, эффективных моделей общения своих подопечных. Для успешного достижения поставленных целей необходимо создание психологически безопасной образовательной среды. Категория «безопасность» неоднозначна, многоярусна, включает физиче- ские, когнитивные, эмоционально-психологические компоненты. Безопас- ность образовательной среды – это не только ощущение защищенности всех включенных в нее субъектов от любых форм насилия, от деструктивных рис- ков, но и удовлетворенность потребности в доверительном общении. Форми- рование психологически безопасной образовательной среды связано с созда- нием референтной для участников группы, позволяющей обеспечить необходимый и достаточный уровень их психического здоровья. Проектиро- вание такой среды – это результат комплексного, длительного, системного и целенаправленно организованного аксиологического, технологического и педагогического процесса [6]. Тренеру необходим ряд качеств, без которых сложно говорить об успешном создании психологически безопасной среды в группе спортсменов. Одно из ос- новополагающих качеств в данном вопросе – это толерантность. Анализ широкого спектра дефиниций толерантности в отечественной и за- рубежной литературе убеждает в том, что это понятие остается крайне неопре- деленным. Нам близка позиция Болдыревой, которая подчеркивает отсутствие дифференциации и жестко отобранных общепризнанных характеристик поня- тия, нет научного обоснования его по уровням, формам проявления и по отно- шению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам. Толерантность – сложное многоаспектное понятие, и далеко не все эти аспекты разработаны до- статочно полно. В психолого-педагогической литературе дано описание девяти видов толе- рантности, разделённым по объектам воздействия, к которым может проявляться нетерпимость: – толерантность к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная); – к другому этносу (этническая); – к другой вере (конфессиональная); – к другой культуре (межкультурная); – к другому полу (гендерная); – к другому состоянию здоровья (медицинская); – к другому возрасту (возрастная); – к другой социальной группе / страте (классовая). Толерантность к данным группам со стороны тренера так или иначе, будет влиять на психологическое состояние в группе спортсменов. В последние годы наблюдается рост интереса к изучению толерантности в области физической культуры и спорта. В научных исследованиях в данной сфере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=