Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 50 Как отмечено в исследовании Мещеряковой Г. П., «трудность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс вуза усугубляется тем обстоятельством, что в системе ценностных ориентаций этого возрастного периода обучающихся их собственное здоровье еще не занимает сколько-нибудь заметного места. Имеет место и то, что ценность здоровья признается всеми фор- мально» [2]. Выделяют следующие группы здоровьесберегающих технологий, применя- емых в системе образования: – медико-гигиенические, включающие комплексы мер, направленных на со- блюдение надлежащих гигиенических условий (регламентации СанПинНов), формирование знаний и умений выполнения гигиенических норм личного пове- дения без нанесения ущерба окружающей среде; – технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (выполнение требований по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях); – физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие всех физиче- ских качеств, функциональных систем, закаливание и укрепление организма. Обсуждение результатов. Для обеспечения реализации медико-гигиениче- ских технологий в процессе занятий по элективной дисциплине «самбо» необхо- димо проконтролировать соблюдение многих гигиенических норм, а именно: чи- стота и проветриваемость помещения, достаточная его освещенность, доступность оказания первой помощи (наличие аптечки с необходимыми средствами обезболи- вания, остановки кровотечения и т. п.). Кроме этого, реализация этой технологии предусматривает формирование навыков личной гигиены (чистая спортивная форма, чистота тела, использование гигиенического душа, гигиенических салфеток и т. п.), общественной гигиены (поддержание чистоты и порядка в раздевалках, ин- вентарной комнате и др. помещениях). Для обеспечения реализации технологий обеспечения безопасности жиз- недеятельности необходимо предусмотреть проведение занятий по усвоению студентами знаний и умений вести себя в чрезвычайных ситуациях: знание плана действий и маршрута перемещений при сигнале тревоги; о правильно- сти использования огнетушителей различных моделей. Наиболее значимыми для организации занятий самбо являются физкуль- турно-оздоровительные технологии. Они предусматривают оценивание уровня физической подготовленности и состояния функциональных систем для обеспечения индивидуального подхода при определении объёмов и ин- тенсивности тренировочных нагрузок. Немаловажным компонентом данной технологии является правильность распределения времени труда и отдыха (режим дня), его соблюдение. Значимым для студентов, выбравших электив- ный курс «самбо», является также усвоение знаний о питании и соблюдение не только режима питания, но и осуществление контроля за содержанием пи- тания и соблюдение водного баланса в течение дня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=