Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 47 военной операции. И. А. Ильин подчеркивает: «…никакой внешний поступок человека «сам по себе», т. е. взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенно от скрытого за ним или породившего его душевно-духовного состояния, – не может быть ни добрым, ни злым» [3, с.13]. Такая позиция русского философа этически обосновывает необходимость вооруженной борьбы воина против злых сил ради высокой цели, даже полученные им увечья не должны ожесточать его душу. По мнению И. А. Ильина «…телесное страдание может повести одного человека к беспредметной злобе и животному огрубению, а другого – к очищающей любви и духовной прозорливости» [3, с.13]. И. А. Ильин делает вывод, важный для сня- тия чувства вины, подсознательно тяготящего бывшего воина, который может расценивать свое ранение как наказание за совершенные им убийства противни- ков: «Таким образом, сопротивление злу силою и мечом не является грехом всюду, где оно объективно необходимо или, что то же, где оно оказывается един- ственным или наименее неправедным исходом» [3, с.114]. Философ, затрагивав- ший в своих трудах этические аспекты политики и права, однозначно утверждает: «Дело воина требует не только преданности, чувства чести, самообладания и храб- рости, но еще и способности к убийству, к военному коварству и беспощадности» [3, с.126]. Христианский мыслитель, говоря о духовном компромиссе воина, вы- нужденного убивать врагов и тем самым нарушать закон Божий, подчеркивает, что владение властью и мечом – не привилегия, а особое бремя тяжелых обязан- ностей и ответственности, справляться с которыми можно только при непрестан- ной заботе о религиозном очищении своей души и воли [3, с.127–128]. Используя аргументацию И. А. Ильина в контексте знаний и навыков профессиональной этики, тренер-реабилитолог должен помочь участнику боевых действий, получив- шему инвалидность, разрешить его внутренний конфликт и тем самым ускорить его физическое восстановление. Успокоение тревожной души, гармонизация внутреннего мира человека, имеющего серьезные трудности, предполагает наличие у специалиста основа- тельных психолого-педагогических и этических знаний, способности подбирать убедительную аргументацию. Нравственный долг тренера – через постепенное преодоление пессимистических установок человека с ОВЗ привести его к опти- мистическому мироощущению, укрепляющего волю к жизни и традиционные духовно-нравственные ценности как основу здоровья. В своей классической ра- боте «Культура и этика» основоположник концепции «благоговения перед жиз- нью» гуманист А. Швейцер показал опасность пессимизма для культуры, по- скольку эта позиция, сохраняя веру в материальный прогресс, разрушает нашу веру в духовный прогресс человечества – «чувство прогресса в области духов- ного, стимулируемое внутренними импульсами, которые исходят из мыслящей воли к жизни, иссякает» [4, с. 299]. По мнению известного философа, когда люди проникаются идеями благоговения перед жизнью других людей – любви, пони- мания и доверия, они обретают мышление, «которое трудится на благо всех,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=