Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 142 Д. А. Раевский кандидат педагогических наук, доцент Государственный университет управления (Москва, Россия) da-ray@mail.ru ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ Актуальность. В отличие от массового обучения в группах спортивного со- вершенствования учебно-тренировочный процесс организуется с учетом воз- растной адекватности многолетней спортивной подготовки, которая заключа- ется в возможности эффективного воздействия на динамику развития плавательных навыков в соответствии с дистанцией, на которой специализиру- ется спортсмен. Так, например, дальнейшее увеличение анаэробной нагрузки в плаватель- ном бассейне происходит за счет сокращения/наращивания интервалов отдыха, числа повторений, темпа движений в интервальной тренировке, что обусловли- вает значительное увеличение специальной работоспособности пловцов [1]. В частности, установлено, что «чувство темпа и ритма» имеет большое зна- чение в совершенствовании техники плавания [2]. Темп (частота гребков в се- кунду/минуту) зависит от амплитуды гребка и величины прилагаемых усилий. Уменьшение/увеличение «шага» за счет меньшей/большей мощности гребковых движений может произойти как правило в случае взаимодействия силы, темпа, ритма, чередования напряжения и расслабления задействованных мышечных групп, что обусловлено функциональной и физической подготовленностью, реа- лизуемой в подготовке пловцов [3, 4, 5]. При этом уровень развития функциональной системы определяется пока- зателями физического развития и динамикой преодоления необходимой дистан- ции. Физическая подготовка пловцов на суше и в водной среде представляет со- бой процесс, направленный на развитие основных физических качеств [1]. В связи с этим следует рассматривать качественные характеристики дви- гательных способностей и взаимосвязь их количественных показателей, лежа- щих в основе сформированных плавательных навыков, с целью их закрепления и дальнейшего совершенствования. Методы и организация. Контроль за освоением техники спортивных спо- собов плавания и их элементов осуществляется с помощью педагогических наблюдений, метода визуально-экспертной оценки, и шкалы оценок. При этом ориентиром на модельные показатели техники спортивных способов плавания могут служить примеры экспертно-визуальных оценок по Л. П. Макаренко [1], Р. Б. Хальянду [2].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=