Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития 2025
Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 109 А. С. Павлов кандидат педагогических наук ДЮСШ «Академия Михайлова» (Новомосковск, Россия) alexgreat@list.ru ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ Актуальность . Подготовка хоккеистов в спортивных школах сегодня по- строена на традиционной методологии [3, 9], опирающейся на представление о необходимости изначального развития «общих физических качеств», которые затем следует «трансформировать» в специальные спортивные способности. Вместе с тем, современные исследователи [8] отвергают как существование у че- ловека указанных «качеств», так и возможность их последующей «трансформа- ции». Ими же заявлено, что в основе спортивной деятельности человека лежат процессы адаптации его организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Доказана абсурдность преобладающих в спортивной педагогике представлений о механизмах адаптации. Заявлено, что адаптация – непрерывный системный процесс, который характеризуется структурно-функциональной спе- цифичностью работы организма, специфичностью его адаптационных реакций и последующих адаптационных изменений – обусловленных комплексом дей- ствующих на организм факторов и состоянием «внутренней среды» организма [8]. Комплексность восприятия человеческим организмом всех действующих на него факторов – является основой интегративной составляющей адаптационного процесса, осуществляемой центральной нервной системой [1, 6]. Вышесказанное предопределяет необходимость разработки современной методологии подго- товки спортсменов (в том числе – хоккеистов), основанной на системных законах функционирования и адаптации человеческого организма. Результаты исследований и их обсуждение . Эффективность планирова- ния тренировочного процесса в спорте во многом определяется выбором класси- фикации тренировочной работы. В теории и методике физического воспитания принято классифицировать тренировочную работу по ее видам: общая физиче- ская подготовка, специальная физическая подготовка и соревновательная подго- товка. В. П. Савин (2003) некогда предложил расширить традиционную класси- фикацию тренировочной работы, выделив специальную тренировочную работу, выполняемую на льду и специализированную тренировочную работу, выполняе- мую как на льду, так и вне льда [9]. А. П. Бондарчук (2005) заявил о необходимо- сти классифицировать не тренировочную работу, а используемые в тренировках упражнения, выделив специально подготовительные, специально развивающие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=