Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 7 development, humanitarian knowledge, cultural-analytical approach, network principle of the organization of scientific knowledge, research "polylinguism", psychomotor. Theorie ist, wenn man alles weiss, aber nichts funktioniert. Praxis ist, wenn alles funktioniert, aber niemand weiss warum. А. Эйнштейн Введение. Современное состояние теории и практики адаптивной физиче- ской культуры позволяет говорить о потенциальных возможностях ее развития как отрасли научного знания. Прежде всего отметим, что в России сложились высокие научные традиции в области физиологии активности, кинезиологии, специальной психологии и педагогики, теории и методики физической куль- туры, лечебной медицины, восстановления утраченных двигательной функции, психомоторики аномально развивающегося человека. Они подкрепляются орга- низацией и функционированием научно-исследовательских институтов, универ- ситетов, факультетов, кафедр подготовки квалифицированных специалистов, поддерживаемых государственными структурами, частным капиталом и обще- ством. В тоже время, начиная с конца прошлого века эти возможности не реали- зуются в полной мере, так как бы хотелось; усилия специалистов не отвечают современным требованиям научного познания и запросам практики адаптивной физической культуры. Налицо отсутствие научной смелости в постановке общих фундаментальных проблем научного и методологического характера, способных реализовать накопленный потенциал теории и практике адаптивной физической культуры в виде концепций и современных методов научного познания, в том числе и в смежных отраслях науки. За этим проглядывается боязнь выдви- жения гипотез, отсутствие соперничества научных направлений и школ. В ре- зультате вновь выявленные факты, исследователи аккуратно укладываются в научную парадигму, сложившуюся в середине прошлого столетия о физиче- ском и психическом дизонтогенезе и, связанных с ним, изучением: особенно- стей физического и двигательного развития лиц с ограниченными возможно- стями здоровья, места адаптивной физической культуре в специальном (коррек- ционном) и инклюзивном образовании, в терапевтической деятельности с людьми пожилого возраста; феноменов адаптивного спорта в системе много- летней спортивной подготовке, спорте высших достижений. Налицо тенденция обсуждения появляющихся новых эмпирических данных с позиций идеалов классического типа научного познания: объективности и адекватности научного знания изучаемой реальности, методологического ре- дукционизма, опоры на достоверные обоснования, абсолютизацию количествен- ного знания. Несомненно опора на классический тип рационального познания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=