Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 55 должно быть профессиональной потребностью учителя как педагога, и как про- светителя, и как исследователя. Исходя из названия статьи определим ее цель: во-первых, осуществить ана- лиз понятия «валеология», «здоровье» и других близких к ним дефинициям; во- вторых, определить взаимосвязь между указанными дефинициями, а также обос- новать целесообразность рассмотрения валеологии через призму духовного ро- ста (развития) личности будущего специалиста (педагога). Начиная с первой целесообразно заметить, что сам термин валеология до- словно переводится с латинского языка (valeo) как здоровье, быть здоровым. Впервые этот термин мы встречаем в 1982 благодаря И. И. Брехману, который ввел его в обращение научной терминологии с целью развития новой науки направленной на обучение человека быть здоровым, уметь сохранять и укреп- лять собственное здоровье на протяжении всей жизни. В настоящее время ва- леология рассматривается современными учеными с разных позиций. В част- ности, ученый В. И. Петрушин, исследуя и обобщая научные наработки веду- щих ученых современности в контексте воспитания здоровой личности, опре- деляет валеологию как новую интегративную область знаний, комплексную учебную дисциплину, которая изучает индивидуальные закономерности, спо- собности и механизмы. с использованием оздоровительных методов и техно- логий в соответствии с сущностью разнообразных жизненных проявлений, присущих человеку [8]. Подобного мнения А. М. Басыйров, который считает, что валеологию сле- дует понимать как область научно-практических знаний, содержащую методоло- гию, технологию и средства управления психофизиологической энергией за счет целенаправленного мышления и системы практических действий по формирова- нию, сохранению и укреплению здоровья личности [1]. В то же время В. П. Горащук характеризует валеологию как науку о фун- даментальных законах формирования, сохранение и укрепление здоровья че- ловека, о теории и практике управления здоровьем во всех его аспектах – ду- ховном, психическом, физическом и социальном [4]. Объектом валеологии, по мнению ученой, является практически здоровый человек, которого автор ха- рактеризует не как винтик в сложном механизме деятельности и взаимоотно- шений, а как личность, микрокосм [4]. Это, в свою очередь, по убеждению ученой, свидетельствует о том, что человек в рамках валеологии как науки рассматривается значительно шире, чем, например, в биологических или дру- гих областях наук. Подтверждением вышеизложенному также является то, что содержание валеологического образования автор учебного пособия по мето- дике преподавания валеологии видит в системе знаний о взаимосвязи Чело- века, Природы и Общества, о создании условий для обеспечения полноцен- ного физического, интеллектуального, духовного здоровья и развития моло- дого человека в процессе учебной деятельности, о формировании практиче- ских умений и навыков организации здорового образа жизни, определение со- ответствующих этических норм [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=