Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры 42 Педагогические условия психолого-педагогического сопровождения спортсменов с ПОДА, занимающихся пауэрлифтингом, включали в себя: – учёт специфических нозологических особенностей, анатомических дефек- тов ОДА при проведении релаксационных упражнений и степени имеющихся первично-вторичных отклонений; – изучение, корректировка и профилактика негативных психических состо- яний и психологических барьеров; – проведение дискуссий, бесед, спортивных вечеров и других мероприятий для повышения мотивации к спортивной деятельности в пауэрлифтинге; – проведение тренинговых мероприятий («внутренняя мотивация», «при- чинных схем», «личностной причинности») для формирования предпосылок успешности на всех этапах подготовки лиц с ПОДА; – использование занятий психологической подготовки на основе приемов мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации идеомоторной тре- нировки на фоне состояния аутогенного погружения с целью мысленной отра- ботки определенных двигательных программы предстоящего соревнования, при условии обеспечения безопасности и безвредность применяемых воздействий. В процессе психологического сопровождения спортсменов с ПОДА приме- нялись и сеансы психологической подготовки (3 занятия по 15 минут) по созда- нию образов, сопровождаемое консультантом-психологом. Используя визуализацию спортивной деятельности и создание внутренних образов индивидуально подобранных элементов. Кроме того, они выполняли одно индивидуальное занятие в неделю, концентрируясь на важных для себя за- дачах и комбинациях. Проводились практические занятия по созданию ярких внешних образов по- ведения перед стартом, включавшие схему их поведения перед выступлением, подход к помосту и постановку рук на стартовой позиции, психологическую кон- центрацию перед выжиманием штанги, выполнение опускания по своей траек- тории штанги на грудь в соответствующем ритме, выдерживание паузы и выжи- мание штанги. Процесс создания этих образных схем контролировался объективными по- казателями, такими как ЧСС, дыхания и пульс. Эта программа соответствовала подготовительному периоду с тренировочным планом, когда фазы объёмных нагрузок низкой интенсивности сопровождались более обобщёнными задачами по созданию образов, в то время как фазы высокоинтенсивных упражнений объ- единялись с созданием образов соревновательного упражнения. Эффективность психологического сопровождения спортсменов оценива- лась по уровням активности, самочувствия, и настроения спортсменов по мето- дике САН [4] . Сравнительный анализ результатов исследования представлен в таблице 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=