Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 263 Помимо традиционных средств двигательной активности в учебных заня- тиях со специальной медицинской группой можно использовать нетрадицион- ные средства и методы оздоровительной направленности. К ним относятся фи- зические упражнения системы «Хатха-йога»; дыхательные упражнения по мето- дике А. Н. Стрельниковой; элементы самомассажа; диафрагмальное дыхание; аутогенная тренировка; различные виды закаливания; упражнения специального назначения, избирательно влияющие на ту или иную часть организма; элементы подвижных и спортивных игр c использованием упрощенных правил. Студенты, с участием преподавателя, подбирают себе перечисленные выше методики, вносят их в «карточку студента» и используют в практических заня- тиях, а также в режиме дня. Использование нетрадиционных оздоровительных средств, направленных на коррекцию заболевания, улучшение общего и психи- ческого состояния организма, умение владеть собой в нестандартных ситуациях, помогает студенту управлять состоянием своего здоровья и двигательной актив- ностью в повседневной жизнедеятельности. Индивидуальная работа преподавателя со студентами СМГ должна преду- сматривать обсуждение тех видов физических упражнений, которые следует ис- ключать из практических занятий или использовать крайне осторожно и избира- тельно в период обострения заболеваний или при отрицательной реакции на их выполнение. К таким упражнениям относятся упражнения скоростно-силового характера (прыжки, метания и т. д.), упражнения с большой амплитудой движе- ний, с резкой сменой направления движения. При проведении практических занятий со студентами СМГ целесообразно использовать средства контроля и самоконтроля. Необходимо обучать их оцени- ванию воздействия применяемых нагрузок путем подсчета частоты сердечных сокращений, самоанализу и самоконтролю своего физического состояния. Для этого можно рекомендовать студентам ведение дневника самоконтроля. Использование индивидуальных «карточек студента» позволяет оценивать уровень физической подготовленности с учетом отклонений в состоянии здоро- вья и показатели физического состояния в определенный период времени. Таким образом, использование учебного комплекса по физической культуре для студентов СМГ, опирающегося на личностно-ориентированный подход и учитывающего индивидуальные предпочтения в выборе двигательной активно- сти будет способствовать повышению уровня знаний и активизации интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, совершенствованию адаптацион- ных возможностей организма, функциональной и физической подготовленности, формированию осознанного отношения к своим силам, самосовершенствованию. Библиографический список 1. Батова Е. А. Организационно-педагогические условия и факторы, опреде- ляющие адаптацию студентов к учебно-профессиональной деятельности сред- ствами ритмической гимнастики : дис. … канд. пед. наук. – М., 2003.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=