Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры 260 Высокий процент студентов, отнесенных к подготовительной (СМГ) и спе- циальной (СМГ) медицинской группам, требует работы, направленной на орга- низацию, планирование и методическое обеспечение учебного процесса. Это должно способствовать повышению интереса к учебным занятиям среди студен- тов СМГ и формировать у них необходимые знания, умения и навыки, связанные с особенностями здоровья [2; 5]. Большинство студентов СМГ имеют значительные отклонения в состоя- нии здоровья, с выраженными структурными и функциональными нарушени- ями в организме. Это предъявляет к преподавателям кафедр физической куль- туры особые требования, которые должны быть связанны с наличием знаний по лечебной физической культуре, врачебному контролю. Анализ научно-мето- дической литературы, многолетние педагогические наблюдения, опыт работы кафедры физической культуры по организации занятий физической культурой студентов, отнесенных к СМГ, свидетельствует о необходимости выработки инновационных подходов и поиска современных педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса со студен- тами СМГ. Резкое ухудшение состояния здоровья у молодых людей, поступивших в вуз, связано с негативными тенденциями, связанными с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением, значительным увеличением нагрузок в процессе обучения, развитием гиподинамии, вызванной нерационально орга- низованным образом жизни. Однако научные исследования ряда авторов свидетельствуют о том, что уве- личение двигательной активности способствует мобилизации памяти и эмоцио- нальной устойчивости [4; 7]. Особенностью учебно-воспитательной работы со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, является прерывистость занятий, вызванная характером имеющегося заболевания, случающимися обострениями. При этом имеет место недостаток современных педагогических технологий, позволяющих эффективно организовывать учебный процесс в специальных медицинских груп- пах по конкретным заболеваниям. Многолетний педагогический опыт кафедры физической культуры нашего вуза, сформулировал определенные требования к организации занятий физиче- ской культурой со студентами СМГ. В соответствии с этими требованиями реко- мендуется формировать группы исходя из однородности заболеваний, имею- щихся у студентов, учитывать функциональное состояние, физическое развитие и физическую подготовленность, учебные занятия должны иметь физкультурно- оздоровительную направленность. Группа занимающихся не должна превышать 10–11 человек. Формировать СМГ целесообразно с учетом специфики и локализации за- болеваний, которые объединяются по группам: заболевания сердечно-сосуди- стой и дыхательной систем; заболевания, при которых нагрузка ограничивается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=