Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры 244 Школьный этап в жизни человека – большой путь, на котором, в соответ- ствии с объективными законами развития, формируется зрелый тип функциони- рования всех систем, интеллект и здоровые взаимоотношения с окружающим миром. Периоды интенсивного и замедленного роста сменяют друг друга, в ре- зультате на каждом этапе онтогенеза для ребёнка характерны особенные, специ- фичные состав тела, свойства отдельных систем и организма в целом, что опре- деляет его дальнейшее развитие. Знания закономерностей роста и развития необ- ходимы для максимально полного учёта функциональных возможностей школь- ника при планировании и проведении любых педагогических, гигиенических и оздоровительных воздействий, целью которых является сохранение и укрепле- ние здоровья подрастающего поколения [1]. Важное место в сохранении здоровья и профилактике нарушений обмена веществ занимает правильно организованное питание детей и подростков. Со- стояние организма, которое сформировалось под влиянием особенностей факти- ческого питания, а также врождённых или приобретённых особенностей перева- ривания, всасывания, обмена и выведения продуктов обмена принято называть нутритивным статусом [3]. На сегодняшний день количество детей с нарушениями нутритивного ста- туса в Российской Федерации, как и во всем мире, неизменно возрастает. При этом основной интерес исследователей направлен на изучение проблемы, свя- занной с избыточной массой тела и ожирением. Ожирение рассматривается как хроническое заболевание обмена веществ, возникающее в любом возрасте. С ростом индекса массы тела возрастает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, нарушений опорно- двигательного аппарата, некоторых онкологических заболеваний, могут наблю- даться психологические расстройства [2]. Проанализировав структуру питания детей и подростков, Управление Ро- спотребнадзора по Тульской области при участии ФГБУН «ФИЦ питания и био- технологий», выявил существенные недостатки состава рационов питания школьников. Было выявлено высокое потребление жиров и соли более чем у 50 % обследованных, добавленных сахаров – у 65 % детей. Одновременно 36–38 % школьников недополучают молочные продукты, 74 % – рыбу, 29–35 % – овощи и фрукты. По данным исследований в Российской Федерации у 66, 4 % детей выявля- ется недостаток витаминов, главным образом, витамина Д, витаминов группы В и бета-каротина. Также весьма остро стоит проблема недостаточности йода в пи- тании детей, что ведёт к снижению умственной работоспособности школьников. В связи с этим важно своевременно проводить исследование нутритивного статуса и оценку фактического питания школьников с целью выявления нару- шений и проведения мер, направленных на коррекцию питания и сохранение здоровья. Целью нашего исследования явилось выявление нутритивного статуса туль- ских школьников и факторов, которые могут способствовать его нарушению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=