Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 229 Социокультурная модель имеет, в основном, профилактический характер. Она сосредоточена на мероприятиях просветительского характера, на использо- вании образовательных программ для школьников и населения в целом, на фор- мировании социальных норм здорового образа жизни, согласно которым упо- требление наркотиков и алкоголя оценивается негативно. Модель предполагает широкое использование потенциала средств массовой информации и учреждений образования. Использование подобных просвети- тельских программ в учебных заведениях США в последние десятилетия 20 века показало, что они заметно повысили общий уровень знаний о наркотиках, но к существенным изменениям в употреблении наркотических веществ не при- вели. Нет прямых доказательств и того, что соответствующие кампании в сред- ствах массовой информации приводят к значительным изменениям в употребле- нии наркотиков [3–5]. Помимо усилий по просвещению населения, особенно подростков, моло- дежи и детей, социокультурная модель использует программы, направленные на работу с чувствами, ценностными установками человека, способствующие фор- мированию эмоциональных запретов на употребление психоактивных веществ и умению сопротивляться предложению попробовать употребить. Примером этого может служить кампания "Просто скажи нет", которая призывает всех, но в осо- бенности молодых, отказаться от предложения попробовать наркотики [3-5]. Кроме того, социокультурная модель предполагает вовлечение подростков и молодежи в продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки, хобби), как альтернативу употреблению алкоголя и наркотиков. В тео- рии эта стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления психоактивными веществами. Тренировка умения сопротивляться представляется исследователям в этом случае более пер- спективной [3–5]. Потребительская модель профилактики состоит по сути в ограничении доступности психоактивных веществ, а также в изменении отношения к ним. Модель усовершенствована в последние десятилетия путем введения таких социокультурных переменных как окружающая среда [5]. В рамках этой мо- дели исследователи пытаются ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотические вещества или как среда, в которой существует человек, влияет на его отношение к наркотикам, а также на вопрос о том, как помочь зависи- мым людям. На Западе его решают значительно проще, чем в России – там существует сеть учреждений, где наркоманы могут получить помощь [2, 3] как социальную, так и медицинскую. Там есть реабилитационные центры и общины, в которых наркоманы живут, работают, женятся, учат детей и даже имеют дом престарелых, где утратившие трудоспособность члены общины проводят старость. Там есть законы, которые дают зависимым больше шан- сов на получение лечения. В Германии, например, законом предусмотрена возможность уменьшения наказания или даже не осуждения потребителя наркотика, если он оказался мелким торговцем, но изъявил желание лечиться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=