Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 199 начало и индивидуальность в той степени, в какой возрастают материальные до- стижения общества. Он пишет: «Нормальное отношение человека к человеку стало затруднительным для нас» [3, с. 243]. По мнению А. Швейцера, размах ур- банизации вызывает губительные последствия для духовности людей, а «…под- линную культуру необходимо спасать от духа растления, исходящего от боль- ших городов и их жителей» [3, с. 241]. Философ вводит понятие «психический тормоз культуры» и раскрывает его различные проявления в условиях технокра- тической цивилизации. Прежде всего он имеет ввиду отсутствие свободы и пе- ренапряжение, ограничивающие способность человека мыслить, вызывающие его отчуждение от других людей и от своей сущности, деформирующие психику личности [3, с. 242–243]. Современное информационное общество ХХI века об- ладает развитыми каналами массовой коммуникации, которые программируют мнения людей, усиливают взаимную зависимость их оценок и позиций. Манипу- лирование поведением начинается с подмены тезиса, когда вместо удовлетворе- ния истинных потребностей человек стремится к искусственным, навязанным ему коммерческой или политической рекламой. Технические возможности ин- формационных систем обеспечивают мощное воздействие на потребительский выбор, его эмоциональные стимулы, используя механизмы воображения реци- пиента или «обман чувств», который по сути представляет патологическое со- стояние и может вызвать расстройство психики [4, с. 111–113]. Особенно вредны милитаристские игры, погружающие в агрессивное настроение мужчин, и идеа- листические дамские сериалы, порождающие романтические иллюзии у предста- вительниц женского пола. Теоретики психоанализа в ХХ веке осуществили ряд исследований влияния стандартов культуры на состояние психики. Так З. Фрейд однозначно характе- ризовал культуру как систему социальных иллюзий, необходимых для управле- ния народными массами, подавления их врожденных деструктивных антиобще- ственных импульсов [5, с. 96]. Подчеркивая ценность иллюзии для культуры, он отмечал как психиатр ее близость к бредовым идеям больных. По мнению осно- воположника психоанализа, иллюзия необязательно должна быть нереализуе- мой. Но у человека мало шансов получить обещанное в дамских бульварных ро- манах и сериалах благополучие как подарок судьбы. Э. Фромм в работе «Иметь или быть?» рассматривал проблему несоответствия идеалов и их реального осу- ществления в современном технократическом обществе, психологические и со- циальные причины этого разрыва, а также последствия для человеческой пси- хики. Как исходную антиномию природы человека философ анализирует в дис- курсе экзистенциализма противоречие между его стремлением обладать вещами и желанием осуществить свое подлинное гуманистическое назначение. Эта ан- тиномия может оказаться неразрешимой, вызвать внутренний конфликт и как следствие – психическое заболевание человека. В частности, игромания и шопо- голизм возникают в обществе потребления именно по данной причине.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=