Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 195 Так А. Л. Дорошенко предлагает рассматривать «валеологическую компе- тентность» как результат усвоения обучающимся валеологических знаний и уме- ний, проявляющихся в осознанной значимости здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности на протяжении жизни, а также способность и готов- ность личности контролировать собственное самочувствие и состояние физиче- ского, психического, нравственного и духовного здоровья, своевременно и адек- ватно реагировать на «сбои» в сложившейся ситуации [5]. Из этого следует, что, сопоставляя понятия «валеологическая культура» и «валеологическая компетентоность», можно выделить не только их подобные между собой содержательные составляющие, в частности оздоровительный ком- понент, заложенный в них как стержень, основу их сущности, но и определенные отличия. В частности, в определении валеологической компетентности, предло- женном А. Л. Дорошенко, четко указывается наличие у личности валеологиче- ских знаний и умений, а также такие важные составляющие, как способность и готовность к постоянному контролю и коррекции собственного здоровья в раз- ных условиях и обстоятельствах жизнедеятельности. При этом автор отмечает важность адекватного реагирования на обстоятельства с обязательным выясне- нием степени их влияния на состояние здоровья личности и соответствующего отбора оздоровительных действий, мероприятий, подходов, что также должно происходить, опираясь на валеологические знания и умения, которые и характе- ризуют наличие у личности валеологической компетентности. Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что по отношению к будущим специалистам, особенно будущим педагогам, более оправданно ис- пользовать понятие «валеологическая компетентность», чем «валеологическая культура». Такое мнение, прежде всего, обосновано тем, что валеологическая компетенность более четко отражает наличие у будущего специалиста необхо- димых знаний, умений и навыков в контексте воспитания здоровых учащихся и обеспечения собственного здоровья. Библиографический список 1. Адеева О. В. Подготовка будущих учителей к валеологическому воспита- нию учащихся общеобразовательных учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. – Одесса, 2009. 2. Андрющенко Л. Б., Филатова Е. В. Валеологическая компетентность сту- дентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследова- ний. – 2010. – № 11. – С. 30–31. 3. Гикаева Ю. О. Формирование валеологической позиции школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – № 6 (65). – С. 688–690. – URL: https://moluch.ru/archive/65/10754 4. Глузман Н. А. Категория профессионализма в подготовке будущего педа- гога // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11-2 (65). – С. 170–172.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=