Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры 194 как направленность к самооздоровлению, пониманию собственного здоровья и здоровья окружающих как высшей ценности. Достаточно близко по содержанию к понятию «профессиональная компе- тентность» находится понятие «профессионально-педагогическая компетент- ность». Так Н. В. Кузьмина профессионально-педагогическую компетентность определяет как наличие у будущего педагога системы знаний и умений, выявля- емых при решении на практике соответствующих профессионально-педагогиче- ских задач [8, с. 44]. По мнению Н. А. Глузман профессионально-педагогическая компетент- ность – это динамическая категория, которая предполагает наличие у педагога таких качеств, которые позволяют ему эффективно осуществлять педагогиче- ский процесс в изменяющихся социально-педагогических условиях [4]. В дан- ном случае отмечается специфика педагогической деятельности учителя и по- требность в соответствующих качествах, позволяющих приспосабливаться к лю- бым изменениям и условиям, непосредственно влияющим на учебно-воспита- тельный процесс, используя при этом необходимые знания, умения и опыт. Та- кое определение уместно, прежде всего, потому, что в последнее время наблю- даются значительные и динамические изменения, как в контексте содержания, так и подходов к осуществлению учебно-воспитательного процесса, особенно в общеобразовательных учебных заведениях. И, соответственно, крайне важно, чтобы педагог умел быстро адаптироваться к изменению обстоятельств, не ухуд- шая обучение. Между тем наиболее близкое определение понятию «профессионально-пе- дагогической компетентности» предлагает Н. П. Волкова, которая определяет ее через направленность у педагога к осуществлению инновационной деятельно- сти, развитию личностной культуры и углублению собственного опыта, а не только как наличие необходимых знаний, умений, навыков. Считаем целесооб- разным рассматривать наличие у обучающихся направленности к инновацион- ной деятельности и в контексте привлечения их к выработке у них осознания значимости собственного здоровья, потребности его сохранения и укрепления, ведения здорового образа жизни. Итак, наконец-то обратимся к анализу понятия («профессионально-валеоло- гическая компетентность» личности вообще и педагогов в частности. В данном случае, прежде всего, отметим, что на основе проведенного ана- лиза научной литературы о состоянии разработанности проблемы формирования психолого-валеологической компетентности педагога, предприняты попытки рассмотреть сущность и содержание валеологической компетентности и здоро- вьесберегающей компетентности. По мнению Л. Б. Андрющенко и Е. В. Филатова, валеологическую компетент- ность следует рассматривать как новое интегральное образование личности, осно- ванное на сложившихся валеологических компетенциях, обеспечивающих высокий уровень здоровья в процессе профессионально личностного становления [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=