Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 193 «компетентный» дословно определяется как подобающий, способный, и трак- туется как личность, знающая и знающаяся в определенной области [7, с. 329]. Такое определение позволяет создать представление о содержании рассматривае- мого понятия. Изложенное выше дает основание рассматривать «компетентность» больше в профессиональном, чем в личностном контексте. Подтверждением этого явля- ется мнение А. П. Коноха, который видит в компетентности качественную состав- ляющую, которая появляется в результате практической деятельности, умения учиться, работать в коллективе, принимать решения и нести ответственность, пла- нировать и организовывать свою работу и работу других, общаться с людьми, детьми и устанавливать деловые контакты, выступать перед аудиторией. Похожего мнения в контексте понимания сущности понятия «компетент- ность» придерживается В. Г. Буряк. В данном случае компетентность рассматри- вается ученым как способность личности решать профессиональные задачи опре- деленного класса, требующие наличия реальных знаний, умений, навыков, опыта. По мнению О. В. Овчарук можно выделить несколько компетентностей лич- ности, в частности: социальные компетентности (способность к сотрудничеству, наличие активности, коммуникативные навыки и т. п.); мотивационные компе- тентности (способность к обучению, умению и стремлению добиться успеха); функциональные компетенции (техническая и научная компетентность, умение использовать источники информации). Анализ научной литературы побуждает нас констатировать, что понятие «компетентность», особенно в педагогической литературе чаще встречается как «профессиональная компетентность» и «профессионально-педагогическая ком- петентность». Определенный интерес в указанном контексте создает для нас определение профессиональной компетентности, которое предлагает Е. А. Черноштан. Уче- ный определяет профессиональную компетентность как состояние, позволяю- щее действовать самостоятельно и ответственно; уметь выполнять функции, свя- занные с результатами труда человека [10, с. 5]. Н. Г. Ничкало, в свою очередь, рассматривает профессиональную компе- тентность будущего специалиста через наличие у него профессиональных зна- ний, умений и навыков, профессионально важных качеств, направленность к конкретной профессиональной деятельности, а также представление о соб- ственных социальных ролях, стремлениях и ценностных ориентациях. Такое определение, на наш взгляд, имеет особую значимость в контексте валеологиче- ской компетентности будущего специалиста, поскольку в данном случае автор отмечает такие важные компоненты профессиональной компетентности как лич- ностные и социальные роли, а также ценностные ориентации. Рассматривая вышеизложенное, можем сделать вывод, что стремление лич- ности к собственной самореализации не возможна, в полной мере, без хорошего здоровья. Наличие ценностных ориентаций в нашем случае может расцениваться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=