Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 119 Стоит отметить, что для каждого ребенка поступление в образовательное учреждение является переломным моментом в жизни, новым этапом его станов- ления и развития как личности. Обучение в школе требует от ребенка умствен- ных, эмоциональных и физических нагрузок, справится с которыми помогают адаптационные механизмы личности. Для ребенка с умственной отсталостью процесс адаптации к школьной обстановке, школьным условиям, коллективу, яв- ляется крайне тяжелым и длительным, требующим помощи и поддержки. Ситу- ацию осложняет и тот факт, что у детей нарушены социальные контакты, они не коммуникабельны, не общительны, зачастую проявляют неадекватные реакции при взаимодействии с окружающими, свои личные интересы ставят превыше всего, не учитывая интересов коллектива [2]. Существует большое количество методов, средств и приемов, помогающих ребенку адаптироваться в новом коллективе, формирующих навыки коммуника- ции, общения и взаимодействия со сверстниками. Наиболее комплексным, а также безболезненным и комфортным для ребенка видом помощи в преодоле- нии вышеперечисленных проблем является адаптивно-двигательная рекреация. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптивная двигатель- ная рекреация в социальном плане представляет – «способ преодоления замкну- того пространства, психическую защиту, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий» [2]. На сегодняшний день специалистами выделяются многочисленные виды адаптивной двигательной рекреации, но для детей с интеллектуальным недораз- витием наиболее эффективными в работе являются игровые виды, а именно по- движные игры. Это связанно с тем, что, несмотря на переход к школьному обу- чению, ведущей деятельностью умственно отсталых младших школьников оста- ется игра. Изучением проблемы влияния подвижных игр на развитие ребенка с интеллек- туальными нарушениями занимались такие авторы, как: М. Н. Жуков, Д. М. Мал- лаев, Л. В. Шапкова, С. П. Евсеев, Ю. А. Бахарев, Т. В. Андрюхина и др. Подвижные игры являются комплексным средством для полноценного раз- вития ребенка. Они направлены на физическое развитие, преодоление недостат- ков в двигательной сфере, укрепление здоровья, а также адаптацию в социуме. Подвижные игры ценны и потому, что с их помощью происходит развитие куль- туры общения, а именно «познавательной активности и коммуникативных спо- собностей, формировании навыков словесного общения» [3]. Эффективность заключается и в том, что игровые действия осуществля- ются детьми в непринужденной и эмоционально окрашенной обстановке. В игре дети ведут себя естественно, начинают адекватно и непринужденно от- носиться к окружающим и обстановке вокруг, что играет для них очень важ- ную интегративную и социализирующую роль. Так или иначе, в подвижной игре происходит опосредованное или непосредственное взаимодействие участников, общий интерес является объединяющим поводом для общения, что помогает снять коммуникативные барьеры между детьми. Большинство

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=