Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2022
Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры 106 В настоящее время необходимо сделать упор на заинтересованность обуча- ющихся в учебе и расширению их кругозора, а для этого необходимо, чтобы каж- дый ученик понимал изучаемый материал, а не заучивал определенный словарь механически. Именно жестовый язык становится коммуникационной составля- ющей при объяснении понятийного материала и позволяет наладить контакт между учителем и учениками, устранив коммуникационные барьеры а, следова- тельно, улучшить занятия физической культуры. Еще в 1998 году Г. А. Зайцева и многие другие специалисты в этой области указывали именно на то, что «же- стовый язык при обучении помогает устранить коммуникативные преграды и наладить полноценный диалог у взрослых с детьми» [3]. Благодаря этому стано- вится возможным более глубокое изучение школьных предметов и как следствие – возможность обучаться по учебным программам наравне со слышащими. Именно поэтому всем педагогам, которые работают с детьми с нарушениями слуха или планируют работать, обязательно должен получить базовые знания и навыки владения жестовым языком. В связи с тем, что у обучающихся с нарушениями слуха отмечаются про- блемы в развитии двигательных функций (недостаточность координации, неуве- ренность, замедленность, низкий уровень ориентировки в пространстве и т. д.), то плотность урока АФК должна быть на достаточном уровне. А если говорить о восприятии речи на слухо-зрительной основе [5], то на объяснения и пояснения будет уходить много времени, а самое главное: обучающиеся не поймут предъ- являемого им словесного материала. В результате этого двигательная активность детей будет снижена. Этого можно избежать, если параллельно использовать при объяснении и словесную, и жестовую речь, которая позволит занимающимся данной категории получать четкую и ясную информацию о предстоящей дея- тельности. На уроках АФК с применением РЖЯ обучающиеся могут получать эле- ментарные знания о здоровом образе жизни, истории спорта, Сурдоолимпий- ских играх, известных спортсменов, правильности выполнения упражнений, терминологию и т.п., задавать интересующие их вопросы, а как следствие: развивать диалогическую, полилогическую речь и мотивацию для занятий спортом. Спортивный словарь жестовых слов также многообразен, как и словарь рус- ского языка. Примеры часто используемых слов жестового языка на уроках АФК представлен в таблице 1 (в колонке «Жест» представлено по одному жесту как пример) [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=