ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
153 что-то не так… То все. Тут же на всех посыпятся двойки и тройки, а еще раз- ные оскорбления и обвинения в том, чего ты никогда в жизни не делал. Вот так. Поэтому я не люблю ходить в школу. А кто любит?» 1 , «В школу! Ба! Как я туда не хочу! Но придется идти! Вечером допишу что было хорошего и плохого в школе. Ну короче ничего хорошего, да и плохого не было. Все так и осталось все те же самые!» 2 . Конечно, данные высказывания можно расценивать, как ре- зультат индивидуальной адаптации к школе. Однако эти нарративы интересны тем, что отражают практику выстраивания отношений взрослых и детей и пока- зывают реакцию самого ребенка на эти отношения. Интересная характеристика одноклассников приводится в одной из записей, позволяющей раскрыть осо- бенность коммуникации в среде школьников: «В школу хожу уже четыре дня… Весь класс матерится, но все еще такие дети!» 3 . «Орлёнок». В одном из дневников имелись записи, повествующие о по- ездке в детский лагерь «Орлёнок »: «Завтра часов в 10 поедем в Орлёнок. Класс!», «Меня посвятили в Орлята. У меня значок есть даже!». Как можно по- нять из повествования, поездка в лагерь – особое событие в жизни одной из мо- их героинь. При этом одна из записей об «Орлёнке» упоминает скрываемые от мира взрослых детские практики: «Ночевали в домике. Господи чего я только не пережила в эту ночь. Девки: Светка и Марина спать не хотели. Пели песни, болтали и матерились. Я делала вид, что спала, но сама все слушала. Оказыва- ется Сережка и Костя целуются как дети! И что в дозорной девочка есть. Она с ними целовалась и ей не понравилось» 4 . Чтение. Анализ дневниковых записей позволил сформировать представ- ление о том, что в конце 1990-х гг. предпочитали читать девочки, какие темы и почему были для них значимы. Авторы обоих дневников демонстрируют ин- терес к периодическому изданию того времени «COOL», «COOLgirl»: «Мама покупает каждый месяц «COOL». Мне он очень нравится. Там еще есть (в каж- дом номере) статьи: «Школа любви». Там такое! И про секс и про все такое. Короче «COOL» - это круто!»; «В мое отсутствие мама покупала мне журналы «COOL» и «COOLgirl»… В «COOLgirl» я читала рубрику «Девочка глазами мальчишек. Я узнала, что девочка должна быть: недоступной, неболтливой, одеваться только в то, что ей идет, не говорить о бывших парнях… Характер должен быть спокойным (а я ведь точно такая)» 5 . Эти записи указывают на то, что в 1990-е гг. появились новые периодические издания, которые с успехом завладели подростковой аудиторией и стали для нее значимыми трансляторами не только знаний в разных областях, но и своеобразных образов того, какими должны быть современные мальчики и девочки. Увлечения, игры, просмотр телевизора. В поле повседневных практик девочек, как показывает содержание дневников, активно входила практика про- смотра фильмов. В частности, в дневниковых записях встречаются следующие 1 Дневник Ирины В. // Личн. архив А. С. Ляшок. С. 6. 2 Там же. С. 16. 3 Там же. С. 87. 4 Там же. С. 21. 5 Дневник Елены Б. // Личн. архив А. С. Ляшок. С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=