ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

152 ком»: «Тёлка – девушка. Тусовка – сбор людей, веселье. Бомба, вышка – хорошее самочувствие, настроение, вещь или что-либо другое. Прикид – одежда» и т. д. С нашей точки зрения, данные записи можно интерпретировать как пример языка (сленга), который был распространен внутри детско-подросткового со- общества, в повседневном неформальном общении школьников и школьниц 1990-х гг. Сленг в культуре детской повседневности выполнял функцию груп- пового сплочения и идентификации (деления на «своих» и «чужих»). Знание данного языка гарантировало для подростка более успешное включение в со- общество значимых сверстников. В поле проводимого нами анализа «детских текстов» школьниц 1980-х- 1990-х гг. оказались также записи двух личных дневников, которые внешне представляют собой 96 листовые тетради, написанные от руки и оформленные цветными рисунками, вырезками фотографий из журналов, наклейками. Оба дневника велись девочками. Так, первый личный дневник принадлежит учени- це 7 класса школы № 1 города Анапы Ирине В., велся ею с 18 августа 1997 года по 2 марта 1999 года. На первой странице указан возраст: «Дневник для личный записей. С 12–14 лет» 1 . Второй дневник принадлежит ученице 10 класса шко- лы-лицея № 90 города Краснодара Елене Б. Первые записи также сообщают возраст и период заполнения: «Начат: 22.06.1998 г. Закончен: 21.08.1999 г.», «Писал не художник, писал не поэт, писала девчонка в 15 лет» 2 . Особенность данных дневников в том, что они заполнялись в течение года, и в результате воспроизводят цикл времени в жизни школьниц: учебный год, лет- ние каникулы. Однако записи в обоих дневниках имеют некоторую несистема- тичность: имеются пропуски дней и даже недель. Необходимость ведения личного дневника очень ярко иллюстрирует следующая запись: «Сюда я буду записывать все что у меня в душе и все что было интересного и неприятного или наоборот. Как я отняслась к тому или иному событию. Некоторые рисунки и наклейки… А каждый закончившийся день я буду скреплять печатью и моей подписью» 3 . Прочтение дневниковых записей позволяет раскрыть составляющие повсе- дневности девочек в рассматриваемый исторический период. В целом, интер- претируя текст, мы выделили несколько линий повествования: школа; «Орлё- нок»; чтение, увлечения, игры, просмотр телевизора; юмор; отношения со сверстниками. Школа. Рефлексия школьной жизни затрагивается в изучаемых дневниках очень фрагментарно и носит в большей мере характер эмоциональной оценки. Так, в одном из дневников отражается лейтмотив неприятия школьной среды: «Все утро мне не давала спать одна мысль… «Скоро в школу». Господи, как я не люблю туда ходить и там учится. Больше всего на свете я не навижу рус- ский. Потому, что у нас такая училка! Если когда мы заходим в класс у нее хо- рошее настроение. То когда в классе на уроке кто-нибудь чихнет или сделает 1 Дневник Ирины В. // Личн. архив А. С. Ляшок. Все цитаты в статье приводятся в полном соответствии с записями в дневнике, сохранив орфографию и стиль изложения. 2 Дневник Елены Б. // Личн. архив А. С. Ляшок. 3 Там же. С. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=