ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
151 Анализ содержания вопросов анкет и ответов на них отсылает ко множе- ству других текстов, включенных в культуру детской повседневности исследу- емого периода. По мнению Ю. М. Лотмана, у каждого текста культуры суще- ствует так называемая память текста, подразумевающая сумму контекстов, в которых текст приобретает осмысленность. Такого рода контакт с другими текстами является необходимым условием, позволяющим тексту осуществлять генерирующую смысловую активность 1 . Таким образом, детские анкеты как тексты культуры в целом отражают, накапливают и транслируют значимые для детского сообщества жизненные ценности, знания, смыслы и не могут быть ис- следованы в отрыве от общего контекста культуры. Каждый, кто заполнял анкету, имел свою отдельную страничку с ответами. В двух найденных нами анкетах в числе заполнявших только девочки 11–12 лет. Обязательным элементом анкеты через некоторое количество страниц яв- ляется лист, сложенный в форме треугольника с надписью: «Секрет на 100 лет» или просто «Секрет». Разворачивая данный лист и читая содержащейся здесь сообщение («Открыв конверт, сама себя ты губишь, теперь пиши, кого ты лю- бишь»), дает нам понять, что именно так девочки и мальчики сообщали своим друзьям симпатии в отношении противоположного пола. Несмотря на то, что заполнение данного листа носило анонимный характер (надо было лишь впи- сать имя в любое из нарисованных сердечек), как показали глубинные интер- вью с информантами-носителями школьной субкультуры 1980-х-первой поло- вины 1990-х гг., находились способы, чтобы установить автора той или иной сделанной записи: «Где-то были страницы склеены, написано «Секрет». В сек- ретах писали самые сокровенные… «Ленка мне нравится, потому что… хоро- шая». Не дай бог напишешь, что хорошая – всё с тобой понятно. Если об этом узнают, ну всё. Это было самое ужасное, когда покрестили женихом и неве- стой. Это был четвертый класс» 2 . Через подобного рода заметки в анкете в дет- ско-подростковом сообществе рождалась форма выстраивания и регулирования гендерных отношений между мальчиками и девочками. Представляется важным отметить, что к концу 1990-х гг. в издательствах стали выпускать специальные «Альбомы для девочек», оформленные типо- графским способом и содержащие уже готовые рубрики, и перечни вопросов. Подобного рода альбом также попал в поле исследования. Так, «Альбом для девочек» был передан в авторский архив девушкой 1988 года рождения. Это была уже не рукописная тетрадь, а альбом, отпечатанный издательским домом «РОСМЭН» в 1998 году. Учитывая дату издательства и год рождения владели- цы данного альбома, мы можем предположить, что он заполнялся девочками в период конца 1990-х – начало 2000-х гг. Примечательным в этом альбоме являлось то, что один из его разделов назы- вался «Крылатые слова». Именно в нем мы и нашли вызвавшие наш исследова- тельский интерес рукописные записи, которые мы назвали «сленговым словари- 1 Лотман Ю. М . Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. Статьи по семио- тике и типологии культуры // Личн. архив А. С. Ляшок. С. 143–146. 2 Алексей С. Школьное детство: Транскрипт текста интервью // Личн. архив А. С. Ляшок С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=