ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

150 выбрать число случайно. Например, суть гадания под названием «Любовный квадрат» состояла в следующем: «Хочешь узнать, как к тебе относится тот или иной парень. Тогда погадай по любовному квадрату. Загадай мальчика, на ко- торого ты хочешь погадать, закрой глаза, мысленно представь его и поставь ка- рандаш на любой квадрат. Открой глаза и посмотри, на какую цифру ты попа- ла» (рис. 22). Цифрам соответствовали утверждения: «сомневается в твоей любви», «ревнует», «хочет дружить, но боится сказать» и т. п. Примером получения смыслового числа путем ответов на вопросы служит гадание под названием «Да и нет, не знаю», в котором требовалось ответить на пятнадцать вопросов («Гуляли вместе? Ты его любишь? Целовались?» и т. д.). Количество полученных ответов указывало на заветные числа, сообщающие девочке значимую информацию: «Любит», «Ждет встречи», «Поцелует» и т. п. Эти способы гадания школьниц представляли собой знаковую систему с расшифровкой смыслов. Знаками выступали числа, буквы, дни недели, фи- зиологические состояния, которые оказывались носителями смысла, результа- том или поводом общения девочек для гадания 1 . В семиотическом поле текстов тетради «Гадалка для друзей» встречаются как системные, так и несистемные знаки. К несистемным знакам в данных текстах следует отнести знаки-признаки, связанные с денотатом как причиной. В частности, симптомы икоты, боли, упоминаемые в гаданиях, выступают по- добного рода знаками. Таким образом, в детском сообществе придумывались собственные знаки, которые функционировали в пределах субкультуры иссле- дуемого периода. Незнание значений не позволяло включиться в практику га- дания, поскольку «полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка во всей его специфики» 2 . Одним из популярнейших видов письменного фольклора школьниц 1980-90-х гг. являлись рукописные анкеты. Подлинники данной разновидно- сти «детских текстов» (датируются 1996 годом) были проанализированы в нашем исследовании. Внешне анкета представляет собой рукописную об- щую тетрадь. Представленные тексты имеют четкую структуризацию. В са- мом начале составитель (владелица) анкет поместила обращение к будущим пользователям, обозначив цели создания и ведения анкеты («Через года, че- рез века среди бумаг и пыли найдем мы эти записи и вспомним как дружи- ли»), а также правила её заполнения и передачи в детском сообществе («Ан- кета – это не тетрадь, прошу листы не вырывать», «Писал котик, диктовал енотик, мешал попугай. За ошибки не ругай», «Прошу тетрадь не портить, листов не вырывать, и кому не следует в руки не давать. А кто со мной не дружит – вообще не открывать»). Далее следует лист с вопросами, содержательный характер которых иденти- чен в обоих анализируемых нами анкетах, она касаются имени, возраста, предпо- чтений в еде, любимых фильмов, актеров, школьных предметов и т. д. 1 Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. С. 29. 2 Постмодернизм: Энцикл. / Сост. А. А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис, 2001. С. 229.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=