ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
128 Интересно, что осознание себя читающим часто не связывалось с научени- ем чтению: « Сколько я себя помню, я всегда умел читать. Плюс был в том, что моим чтением никто не руководил, меня специально не учили, было не до того. Я вообще не помню, как именно я учился. Когда я нашел Малую советскую эн- циклопедию в светелке, я уже читал, как сейчас. С МСЭ происходило примерно так: найду какую-нибудь статью, к примеру «якобинцы», начну ее изучать, а там сноски, и я иду по сноскам и так долго, пока что-нибудь не обнаружу. Иногда так далеко забредешь по сноскам. Делал ровно то, на что энциклопедия была ориентирована – искать новые и новые статьи. В шесть-семь лет я прочи- тал «Историю Пугачевского бунта», другие произведения Пушкина не казались мне скучными. У кого и что я спрашивал из того, что было непонятно, – точно сказать не могу, просто не помню» (В. Н. Малов, Калуга). Ценность книги могла оказаться приобретенной в течение собственного взросления – как бы «доращенной», в том случае, если в глазах поколения ро- дителей ценность детского чтения превышала значимость их собственных практик, будто обгоняя их: «Я начала читать в четыре с половиной года; мне читали и взрослые. Но культа чтения дома не было. Книги и журналы покупа- ли. Газеты выписывали, их приносили на дом. Из книг помню «Тома Сойера». А научил меня читать дедушка, отец отца, который приезжал один раз (Н. П. Комолова, Москва). По свидетельству авторов воспоминаний их учили читать, как правило, родители (О. И. Величко, Оренбург) или воспитатели в детском саду (Л. М. Брагина, Москва-Ленинград; И. С. Пичугина, Москва), реже – школьные учителя (А. Е. Иванов, Москва, Павловская слобода). Часто встречающимся элементом воспоминаний стали сведения о первых или очень важных, запомнившихся книгах: «Три пары деревянных башмачков» (И. М. Пушкарева, Иваново), «Братец Кролик и братец Лис» (Л. М. Брагина, Ленинград-Москва) и др. Явственно прослеживается связь между книгой и ее появлением – дарением как особом событии: «Очень берегу книгу, подаренную мамой – ‟Сказку о рыбаке и рыбкеˮ с дивными иллюстрациями палехского ху- дожника И. И. Зубкова, которую обычно суровая мама подписала мне словами “Дорогому котику в день 8 марта” (мой день рождения) – мне исполнялось 6 лет» (И.С. Пичугина, Москва). «Ира (подруга матери) сделала для меня в жизни несколько важнейших вещей, некоторые из них даже мать не догадалась сде- лать: купила шахматы, подарила книжки (например, «Ломоносов», автор Сизова – единственное, что у меня сохранилось). Видя мое увлечение историей и геогра- фией, подарила мне в 1950 г. (5-й класс) «Атлас истории СССР», классическую вещь. И она карандашом мне написала: “Будущему географу и историку”» (Б. Л. Фонкич, Челябинск-Липецк). В последнем случае речь идет о принципи- альном факторе, определившем будущее и, вероятно, даже выбор профессии. Другими источниками появления книг в доме были библиотеки и магази- ны: «К начальной школе (восьми годам) я хорошо читала и считала. Читала много. В 1936 г. мама, чтобы быть со мной, когда я пошла в школу, поступила на работу, временно сменив аккомпаниаторскую деятельность на городскую библиотеку. Она теперь, к общей радости, приносила мне новые детские книги,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=