Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого отмечает? указывает? считает? выявля­ ет?устанавливает и др.; 3) проявляются в преобразовании ре­ чевой формы ПТ, а именно: - функционально-стилистической и жан­ ровой природы ПТ (например, стиля науч­ ной статьи академического подстиля в рефе­ ративный стиль научно-информативного подстиля научного стиля речи); - речевых средств ПТ (в частности, на лексическом уровне - поиск обобщающих слов, на грамматическом уровне - замена сложных предложений простыми с деепри­ частным оборотом или существительным); 2. Умения реферативного изложения второго уровня (аспекта) проявляются в последовательном раскрытии структурно­ смысловых компонентов жанра реферата: 1) тема статьи {статья посвящена..., статья натему)] 2) проблематика статьи - перечисление проблем, вопросов, конкретизирующих ос­ новную проблему (тему) статьи (в статье рассматриваются следующие проблемы/ вопросы, излагаются взгляды наряд...)] 3) сущность (характер) изложения (статья представляет собой...)] 4) композиция, структура (в статье можно выделить..., выделяются 3 части...)] 5) реферативное изложение в соответ­ ствии с логикой раскрытия темы в ПТ: по­ зиция автора, его гипотеза, принцип рас­ суждения, цепь умозаключений и др.; 6) выводы исследования (на основа­ нии вышеизложенного можно сделать вывод...). VI. УМЕНИЯ СИНТЕЗИРУЮЩЕГО ОБОБЩЕНИЯ (целое-анализ-синтез) при информативном реферировании несколь­ ких текстов и в исследовательском рефера­ те. Эти умения основываются на осознании и выборе: - цели обобщения смысловых компо­ нентов отдельных текстов, что реализуется в таких жанровых формах, как отчет, об­ зор, резюме и др.; - критериев обобщения, например в исследовательском реферате: актуаль­ ность, объект, предмет, цель, задача, гипо­ теза исследования; - методов обобщения: дедуктивного, индуктивного, хронологического, анализа, альтернативы, сопоставления (А. К. Ми- хальская). Следовательно, и учебно-методическая работа данного этапа, во-первых, реализу­ ется на основе нескольких текстов (как и на первом этапе), во-вторых, сама синтези­ рует (как и любой синтез проведенного анализа) на новом качественном уровне все речемыслительные умения, сформиро­ ванные на предыдущих этапах. I. К. Sytina METHODS OF TEACHING SKILLS OF SCANNING TO THE UNDERGRADUATES AND POST-GRADUATE STUDENTS This article is devoted to methods of phased development of students’ speech culture in the scientific sphere of communication when teaching how to make a synopsis of different texts as a goal and means of research work at the university. The article gives a full coverage of speech-intellectual skills, which realize such essential qualities of a specialist’s speech culture, as accuracy, logi­ cality, timeliness of speech. Литература 1. Вейзе, А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста / А. А. Вейзе. - М.: Высш. шк., 1985. 2. Вторичные тексты: жанровое своеобразие // Русский язык и культура речи: Учеб­ ник для студентов вузов / Н. А. Ипполитова, О. Д. Князева, М. Р. Саввова - М.: Проспект, 2006,-С. 406—418.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=