Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ № 4 , 2007 физических теорий. Это способствует формированию системы научных знаний и пред ставлений о физической картине мира. Тем не менее бурное развитие физической науки и ее практических приложений в течение последних десятилетий не позволяют нам оставлять без изменений как саму школьную программу, так и ее наполнение современным содержанием. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, напри мер по курсу электричества, предусмотрено изучение полупроводников. Но в связи с тем, что авторы не включают в рассмотрение зонную теорию твердого тела, подход к изучению вопросов, связанных с полупроводниками, оказывается недостаточно полным и не дает возможности изучить важные свойства полупроводников. Итак, необходимость введения элементов зонной теории и рассмотрения на этом уров не свойств твердых тел (в частности, такого их свойства, как электропроводность) очевид на. Но чтобы это сделать нужно максимально адаптировать квантовую теорию твердого тела до уровня, на котором старшеклассник способен понять, например, строение атома, образование молекулы и кристалла и в конце концов - зонную теорию, которая и объясняет электрические, оптические и другие свойства твердого вещества. Решению этой проблемы и посвящена данная статья, в которой пойдет разговор именно о физике твердого тела, на учные результаты которой уже имеют важное практическое значение. Но преподавание зонной теории имеет ряд особенностей, связанных с определением места этого раздела в школьном курсе физики и спецификой изучаемого в нем материала. Для усвоения зонной теории твердого тела необходимо опираться на ранее получен ные знания. Некоторую базу в этом плане представляет учебник «Физика-11» под редак цией А. А. Пинского (М.: Просвещение, 2000), которому отдают предпочтение, как пра вило, в классах с углубленным изучением физики. Перед изучением элементов зонной теории твердого тела целесообразно повторить сведения о строении атома, которые учащиеся получили в базовом курсе физики и при изучении химии; вспомнить классификацию веществ по отношению их к электричеству в классическом представлении, согласно которой все вещества разделили на три основ ных типа (проводники, полупроводники и диэлектрики), взяв за критерий удельное электрическое сопротивление. Но ввиду того, что значения удельного сопротивления разных классов веществ перекрываются (проводник - КГ6- КГ4Ом • см, полупроводник -КГ4- ! О12Ом • см, диэлектрик -1010Ом ■см и выше), абсолютно точно квалифициро вать вещества по этому критерию нельзя. Для того чтобы ввести элементы зонной теории в школьный курс, целесообразно на чать с квантовой теории строения простейшего атома - водорода. В центре его находится ядро (протон), масса которого почти в 2000 раз больше массы электрона. Потенциальная энергия электрона с учетом его заряда е и расстояния от протона г определяется соотно шением (рис. 1): U ке( -, где к =4ле0 , е0- диэлек трическая постоянная. При г = гБ (радиус Бора) электрон удерживается кулоновскими силами и фак тически находится в потенциальной яме с энергией Е < 0, вращаясь по замкнутой траектории, которая определяется полу- квантовой теорией Бора (волновые свойст ва электрона не учитываются). Решение квантового уравнения Шре- дингера, где учитываются волновые свой ства электрона, дает практически тот же результат (рис. 1):
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=