Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
№ 4, 2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ю. Ф. Головнев, В. А. Панин, М. G. Тюрина ИЗЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТВЕРДОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ЗОННОЙ ТЕОРИИ ВШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на пери од до 2010 года предлагается включить в учебники 11 класса с углубленным изуче нием естественно-научных дисциплин элементы физики твердого тела, так как мно гие результаты этой области науки в последнее время получили широкое практическое приложение в современной электронике, информационных техноло гиях и бытовых электронных устройствах. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. призывает к формированию целостной системы таких универсальных знаний, умений и навыков, которые требуют современные технологии и производства. В этой связи представляется необходимым внести определенные коррективы в кон кретное наполнение учебных планов с учетом последних достижений физической науки. При этом внедрение новых подходов в рамках действующего законодательства по зволит осуществить понятие «профильного обучения» как средства дифференциации и индивидуализации обучения, которое за счет изменений в структуре, содержании и ор ганизации учебного процесса даст возможность более полно учитывать интересы, склон ности и способности обучающихся, создавать условия старшеклассникам для осуществ ления их намерений в отношении продолжения образования. Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучаю щихся, содействовать их общественному, гражданскому и профессиональному самоопре делению. Эти функции общего образования предопределяют направленность процесса обучения на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осоз нающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциаль ные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образова тельного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучаю щихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их про фессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индиви дуальной образовательной траектории. Все это имеет прямое отношение к современному выстраиванию процесса обучения естественным наукам, в том числе и физике. Последние нобелевские премии в области физики были присуждены ученым, иссле дования которых связаны с физикой твердого тела. Это отражает растущий интерес об щества к той области знаний, которая имеет и фундаментальное, и практическое значе ние, что, естественно, должно быть отражено в учебниках физики, в том числе школьных. Интерес к физике полупроводников неуклонно растет. Обилие научно-популярной литературы в этой области, ежедневные столкновения с достижениями физики полупро водников, повышенное внимание к изучению ее разделов в высших учебных заведениях - вот основные причины необходимости введения в школьную программу дополнительных элементов физики твердого тела, связанной с полупроводниковыми структурами. Содержание курса физики в старших классах зависит от выбранного направления об разования, но несмотря на это учебный материал группируется вокруг фундаментальных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=