Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 нирующей сущностью долга и самоотвер женностью истинной Любви. Однако есть все основания полагать, что подробное противоречие мало беспо коило Л. Н. Толстого, который отнюдь не стремился снять его путем сведения одной модели жизненного руководства к другой, усматривая в первой (а именно в долге) естественную и необходимую подготови тельную фазу для всеобщего окончатель ного утверждения второй, наиболее эффек тивной и безупречной, модели взаимоотно шения и взаимодействия людей. В этом случае их разум может и должен указать иобосновать безусловное превосходство Любви, причем как над долгом, гак, в сущ ности, и над самим собой, ибо именно в сравнении с Любовью, которая «есть что- то особенное, способное разрешать все противоречия жизни и давать человеку то полное благо, в стремлении к которому состоит его жизнь» 30, разум ясно обнару живает свое несовершенство и изначаль ную ограниченность. Этика Л. Н. Толстого исходит именно из абсолютной приоритетности Любви по отношению ко всем возможным нравст венным регулятивам человеческой жизни, той Любви, которая задает истинный стан дарт отношения человека как к тем, кто равен ему, т. е. ко всем другим людям без исключения, так и к тому безусловному и бесконечному началу, которое неизмеримо выше его, т. е. к Богу. Отсюда следует, что и сама свобода порождается и обусловли вается у Л. Н. Толстого единством трех из начально взаимозависимых метафизиче ских начал: Жизни, Любви и Бога. По мне нию Л. Н. Толстого, человек становится свободным только пробудившись к «ис тинной жизни», смысл которой заключен для него в любовном единении и духов ной гармонии со всеми людьми и с Богом. И хотя Кант ориентирует человечество, впринципе, на тот же самый идеал высше го нравственного совершенства (гаранти рующий всеобщее счастье - «этический общественный строй»), что и Л. Н. Толс той, последний идет гораздо дальше своего великого предшественника. Русский мыс литель дополняет кантовское представле ние о долге всеобъемлющей категорией Любви, преодолевая таким образом прину дительность, «насильственность» и фор мальность первого жизненной конкрет ностью и самоочевидностью последней, рассматриваемой им в качестве того выс шего сверхрационального начала, которое наделяет человека величайшей способ ностью к непосредственному созерцанию духовно-нравственной Истины и ин туитивному выбору морально верного об раза действий (причем Л. Н. Толстой впол не отдает себе отчет в том, что все это с необходимостью сопряжено с неизбежной и ощутимой утратой разумом его искон ных позиций и прерогатив). То есть на де ле Л. Н. Толстой всерьез задумывается над возможностью в перспективе напрямую, без посредничества, установить связь меж ду свободой и всеобщим счастьем, разру шив постепенно, по мере осознания челове чеством онтоэтической приоритетности Любви, тот буфер безусловного долга, ко торый был возведен между ними Кантом. Следовательно, объективно ближе Л. Н. Толстому оказывается все же не строго ригористическая кантовская фор мула «долг ради долга», а более свободно универсальный принцип «добро ради доб ра и всеобщего единения людей в любви», наиболее адекватно отражающий желание мыслителя показать, что отнюдь не отвле ченная принудительность абсолютного долга, но лишь внутренняя устремленность к добру может служить единственно воз можным основанием необходимости сле довать всеобщему нравственному закону, характеризуемому Л. Н. Толстым как «за кон жизни», «закон разума» и «закон доб ра». Весьма символично, что этот «высший нравственный религиозный закон» непо средственно связывается российским мыс лителем с «категорическим императивом» Канта, общеизвестную формулировку ко торого Л. Н. Толстой воспроизводит сле дующим образом: «Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я» (при этом Л. Н. Толстой не забывает дополнить ее и «практическим императи вом», который требует безусловного при знания за каждым человеком, в том числе и за самим собой, исключительно статуса цели, но ни в коем случае не средства для 31 достижения каких-либо других целей) . Однако несложно заметить, что из трех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=